Сиденснер, А. К. Описание Мурманского побережья / [А. Сиденснер]. – [Переизд., испр. и доп.]. – Санкт-Петербург : Главное Гидрографическое Управление Морского Министерства, 1909. – [2], 272 с., 42 л. ил., карт.

— 103 — судовъ. Вследствие этого органы власти: не могутъ иметь надлежащаго надзора за промысловой деятельностью побе­ режья, а рыбопромышленники не всегда имеютъ возможность попадать по своимъ надобностямъ въ Колу. Кроме того, за отсутств1емъ на нашей территорш пункта для обмена про- изведешй, вся торговля сосредоточивается, исключительно въ сосЬднихъ норвежскихъ городахъ, куда ежегодно собирается большое число нашихъ поморовъ и где они поставлены въ полную зависимость отъ иностранныхъ купцовъ. Поэтому, въ видахъ нравильнаго развитая нашей торговли на севере п ослаблешя ея зависимости отъ иностранныхъ торговцевъ, но мнешго т. с. Витте, представлялось необходимымъ без­ отлагательно приступить къ устройству на Мурманскомъ берегу удобнаго для стоянки судовъ коммерческаго порта, который вм есте съ тем ъ служилъ бы и администратнвнымъ центр омъ. Наиболее удобнымъ пунктомъ для учреждешя такого порта на Мурмане, т. с. Витте иризналъ Екатерининскую гавань, которая представляетъ то удобство, что, „имея сво­ бодный достунъ для судовъ всякаго размера, она располо­ жена въ средней части побережья, въ центре промышлен- наго района, на границе между западной частью Мурмана, где происходитъ весеншй ловъ рыбы и его восточной частью, гд е производится ловъ летшй п осеншй, а въ смысле торго- ваго порта, она представляетъ весьма удобную стоянку для судовъ, такъ какъ никогда не замерзаетъ, по размерамъ своимъ можетъ вместить целый флотъ и им еетъ удобные для причала пригпубые берега1. Обращеше Екатерининской гавани въ комм ерчески нортъ, вследств 1 в благонр1ятныхъ естественныхъ усновШ, по мне- шю министра финансовъ, не вызывало болыннхъ затратъ, такъ какъ эта гавань представляетъ собою природный, обшир­ ный, глубокш хорошо защищенный отъ всЬхъ ветровъ и вопнешя заливъ; поэтому, здесь не потребуется ни дорого стоющихъ землечерпательныхъ работъ, ни возведен1я доро- гихъ искусственныхъ сооруженш (волноломовъ, моловъ и т. п.), и лишь въ виду значительной глубины гавани, затруд­ няющей постановку судовъ на якорь, понадобится поставить на мертвыхъ якоряхъ бочки, а на берегу укрепить рымы. Кроме того, чтобы облегчить паруснымъ судамъ доступъ во

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz