Сиденснер, А. К. Описание Мурманского побережья / [А. Сиденснер]. – [Переизд., испр. и доп.]. – Санкт-Петербург : Главное Гидрографическое Управление Морского Министерства, 1909. – [2], 272 с., 42 л. ил., карт.
— 103 — судовъ. Вследствие этого органы власти: не могутъ иметь надлежащаго надзора за промысловой деятельностью побе режья, а рыбопромышленники не всегда имеютъ возможность попадать по своимъ надобностямъ въ Колу. Кроме того, за отсутств1емъ на нашей территорш пункта для обмена про- изведешй, вся торговля сосредоточивается, исключительно въ сосЬднихъ норвежскихъ городахъ, куда ежегодно собирается большое число нашихъ поморовъ и где они поставлены въ полную зависимость отъ иностранныхъ купцовъ. Поэтому, въ видахъ нравильнаго развитая нашей торговли на севере п ослаблешя ея зависимости отъ иностранныхъ торговцевъ, но мнешго т. с. Витте, представлялось необходимымъ без отлагательно приступить къ устройству на Мурманскомъ берегу удобнаго для стоянки судовъ коммерческаго порта, который вм есте съ тем ъ служилъ бы и администратнвнымъ центр омъ. Наиболее удобнымъ пунктомъ для учреждешя такого порта на Мурмане, т. с. Витте иризналъ Екатерининскую гавань, которая представляетъ то удобство, что, „имея сво бодный достунъ для судовъ всякаго размера, она располо жена въ средней части побережья, въ центре промышлен- наго района, на границе между западной частью Мурмана, где происходитъ весеншй ловъ рыбы и его восточной частью, гд е производится ловъ летшй п осеншй, а въ смысле торго- ваго порта, она представляетъ весьма удобную стоянку для судовъ, такъ какъ никогда не замерзаетъ, по размерамъ своимъ можетъ вместить целый флотъ и им еетъ удобные для причала пригпубые берега1. Обращеше Екатерининской гавани въ комм ерчески нортъ, вследств 1 в благонр1ятныхъ естественныхъ усновШ, по мне- шю министра финансовъ, не вызывало болыннхъ затратъ, такъ какъ эта гавань представляетъ собою природный, обшир ный, глубокш хорошо защищенный отъ всЬхъ ветровъ и вопнешя заливъ; поэтому, здесь не потребуется ни дорого стоющихъ землечерпательныхъ работъ, ни возведен1я доро- гихъ искусственныхъ сооруженш (волноломовъ, моловъ и т. п.), и лишь въ виду значительной глубины гавани, затруд няющей постановку судовъ на якорь, понадобится поставить на мертвыхъ якоряхъ бочки, а на берегу укрепить рымы. Кроме того, чтобы облегчить паруснымъ судамъ доступъ во
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz