Сиденснер, А. К. Описание Мурманского побережья / [А. Сиденснер]. – [Переизд., испр. и доп.]. – Санкт-Петербург : Главное Гидрографическое Управление Морского Министерства, 1909. – [2], 272 с., 42 л. ил., карт.

— 102 — Mi-iimra, „Печенга и Екатерининская гавань суть два м'Ьста, которыя могутъ бояьще всего претендовать на устройство порта, въ особенности Екатерининская гавань, какъ имею­ щая згЬоюмъ и зимою сообщеше съ Poccieft черезъ Кольский попуостровъ1. Такймъ образомь кап. 2 р. Ивановъ всЬ три гавани: Озерко, Печенгу и Екатерининскую признаетъ „едва пи не самыми лучшими1 для устройства въ нихъ военнаго порта. По разсмотр'Ьши отчета кап. 2 р. Иванова, ген.-адъют. Чихачевъ нашепъ, что „осмотръ бухтъ Рыбачьяго полуост­ рова показалъ полную непригодность ихъ для устройства собственно военнаго порта, или укрепленной станцш, ибо при трудности защиты входа въ бухты съ моря, такой нортъ можетъ быть захсрытъ блокадой и т£мъ, при неим£нш сухо- путныхъ сообщешй черезъ Лапландсшй попуостровъ, поста- вленъ въ критическое положеше1. Въ этомъ смысле былъ составпенъ всеподданнейппй докладъ, въ которомъ было упомянуто и о болыпомъ числ^ предстоявшихъ земляныхъ работъ для прорытая перешейка. Такймъ образомъ вопросъ объ устройств^ на Мурманскомъ берегу военнаго порта не иолучилъ тогда дальнейшего движешя. Въ 1894 году, министръ финансовъ О. Ю. Внтте, лично посетнвъ северъ Россш , пришелъ къ убеждешю , что для торгово-промышленнаго развитая Мурманскаго нобереясья представляется существенно необходимымъ учредить на Мурманскомъ берегу новый административный и торговый центръ, такъ какъ г. Копа не удовлетворяпъ этому назна- чешю, ни въ административномъ, ни въ торговомъ отношенш. Въ представивши своемъ по этому предмету^въ Государ­ ственный Советъ, мииисгръ финансовъ, между прочимъ указывапъ, что г. Ко.па, находясь въ глубине Кольскаго залива, въ 60 верстахъ отъ морского берега, представляетъ значительное затруднение для доступа къ нему, какъ парус- нымъ, такъ и наровымъ судамъ. Что, кроме того, Кольекж заливъ замерзаетъ зимою на протяжении. 25 верстъ отъ Кольт, а осенью и весною отъ сильнаго течешя изъ р е к ъ Копы и Тупомы, а также отъ припивовъ и отпивовъ, бопышя: массы пьда постоянно перемещаются съ м еста на место и тем ъ значительно затрудняютъ безопасную якорную стоянку

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz