Сиденснер, А. К. Описание Мурманского побережья / [А. Сиденснер]. – [Переизд., испр. и доп.]. – Санкт-Петербург : Главное Гидрографическое Управление Морского Министерства, 1909. – [2], 272 с., 42 л. ил., карт.

— 95 — Домъ дня маркитанта со с л уж б ам и .......................... ...... 9.577 р. Домъ для команд, крейсера и его помощн. . . . 3.216 „ Казармы для 24 ч. судов, команды съ баней. . . 8.015 „ Пристань для гребныхъ с у д о в ъ ......................................... 1.870 „ Пристань для болыпихъ су д о въ .................................. ...... 8.015 „ Н а постановку трехъ буевъ .................................................. 5.544 „ Н а разные расходы...................... ............................................. 1.539 „ А всего. . . 132.2i9 р. Нто касается прочихъ пунктовъ, на который указывала экспедищя, какъ на удобныя для устройства портовыхъ горо­ довъ и становищъ, то комиссия полагала необходимымъ поставить ихъ въ ташя услов1я, чтобы частныя лица не могли захватить ихъ въ собственность. Предположеше комиссш встретило тогда со стороны ми­ нистерства внутреннихъ Д'Ьлъ нЬкоторыя возражешя отно­ сительно возмояшости уснЬшнаго развитая въ проектиро- ванномъ на МурманЬ порте промышленно-торговой деятель­ ности. Сомн'Ьше это поддерживалось и отзывомъ начальника Архангельской губ. д. с. с. Игнатьева, который находилъ, „значеше этого порта для благосостояшя сЬвернаго края мало- важнымъ и процвгЬташе его въ будущемъ мало вероятнымъ“, при чемъ ух^азывалъ, что „не города создаютъ широкое раз­ витое промышленности, а самая промышленность создаетъ города и что всяшя искусственный въ этомъ отношеши мЬры могутъ только ввести казну въ непроизводительныя затраты; что едва ли этотъ портъ не будетъ лишь мЬстомъ пребывашя должностныхъ лицъ, а поморы попрежнему за хлебомъ для торговли съ Н орвепей будутъ являться непосредственно въ Архангельскъ; архангельская же торговый конторы, имЬя сно- шешя не съ Норвегаей, а съ английскими, германскими и голландскими портами, вовсе не нуждаются въ складочныхъ м'Ьстахъ на МурманЬ, города котораго явились бы такимъ образомъ лишь промежуточными станщями14. Оъ своей стороны, министръ финансовъ указывалъ на то обстоятельство, что Беломорские порты освобождаются отъ льда лишь въ гюнЬ, тогда какъ морсше звериные промыслы начинаются раннею весною, поэтому съ устройствомъ порта въ одной изъ незамерзающихъ бухтъ наши промышленники получили бы возможность оставаться тамъ на зимовку и выхо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz