Сиденснер, А. К. Описание Мурманского побережья / [А. Сиденснер]. – [Переизд., испр. и доп.]. – Санкт-Петербург : Главное Гидрографическое Управление Морского Министерства, 1909. – [2], 272 с., 42 л. ил., карт.

— 70 — при чемъ преподаваше шведскаго языка не было, конечно, изгнано изъ учебной программы. Высппя духовныя япца долгое время относились несочувственно къ такого рода пропаганд'!; христианства и подсмеивались надъ проповедью на „варварскомъ“ языке; но когда плоды этой деятельности стали очевидными, когда быстрый усП^хъ развитая христиан­ ства сталъ бросаться въ гдаза, была произведена школьная реформа. Результаты оказались самыми благощнятными; число учащихся и грамотныхъ стало съ каждыыъ годомъ увеличиваться, и уже въ начале прошлаго стол^тая путе­ шественники отзывались о шведскихъ лопаряхъ, что негра- мотныхъ среди иихъ почти нЬтъ, что вс/Ь они „добрые христиане4*, что ирежнихъ суеверий и обрядовъ, сопряжен- ныхъ съ язычествомъ, не встречается почти вовсе *). Проповедническая деятельность среди норвежскихъ лопа­ рей, въ X V I I в ек е , велась точно также на лопарскомъ языке; на немъ же печатались и книги для лопарей, которыя продовапись имъ за безценокъ; когда же въ обучеше былъ введенъ норвежсшй языкъ, то христианство стало снова падать. В ъ это то время, говорить Х арузинъ , книги, печа­ танный на лопарскомъ языке, сослужили хорошую службу распространителямъ христаанства: когда лопари увидели, что книги на йхъ родномъ языке сделались редкими, они стали ими дорожить и охранять, ках^ъ святыню. „Истинную радость доставляетъ посмотреть, говорить одинъ изъ пасто- ровъ, какъ счастливъ лопарь, обладая такой книгой, какъ онъ носить ее при всехъ перекочевхсахъ съ собой, храня ее на груди, какъ святыню; съ какимъ наспаждешемъ сте­ каются MHorie лопари туда, гд е можно найти такую книгу, чтобы почитать или послушать слово Бож 1 е на своемъ род­ номъ я зы к е 11 **). В ъ начале X IX века, говорить Харузинъ , встречаются еще суеверхя среди норвежскихъ лопарей и естественно, что они сохранили много воспомйнанш о своей прежней вер е , но и про нихъ можно сказать съ полной справедливостью, что, какъ и шведскаё лопари, они „гра­ мотные и добрые христианеt!. *) Н. Харузинъ. Pyccitie лопари. Стр. 27—32. А. С. Розановъ. Лапландоя и Лапландцы. Стр. 99—103. **) Н. Харузинъ. Руооше лопари. Стр. 31.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz