Шавров, Н. А. Колонизация, ее современное положение и меры для русского заселения Мурмана : (продолжение) / доклад Н. А. Шаврова. – Санкт-Петербург : Типография И. Гольдберга, 1898. – [2], 68, 28 с.

21 зованш этой площадки не приходилось засыпать моря, а только сделана каменная насыпь до высоты прилива; но упомянутая гряда существуетъ только на южномъ берегу гавани, на неболыпомъ сравнительно протяжеши, а на остальномъ пространстве гавани ничего подобнаго нетъ . Образоваше же площадки не только въ одну тысячу, но и въ нисколько тысячъ кв. саженъ, не въ состоянш удовлетворить торговому движенпо самаго незначительна™ коммер­ ческаго порта. Въ этомъ, каждый изъ жителей Петербурга можетъ убедиться, наблюдая, какую площадь занимаютъ у набережной Невы иностранные пароходы и суда и какое было бы ихъ положеше, если бы имъ предоставленъ былъ только участокъ набережной съ площадью въ 1000 квадр. саж. Исторш Потшскаго порта можетъ служить прим^ромъ того, что будущему торговому движешю не придается должнаго значешя. При утверждении проекта этого порта въ 1872 году, еще не было Закавказской железной дороги, и когда торговое движ ете будущаго порта исчислялось миллюнами пудовъ, то это вызывало насмешки, и размерь порта сокращенъ до крайняго предала; между т'Ьмъ съ окончашемъ Закавказской дороги грузовое движеше настолько развилось, что ныне, не смотря на все неудобства, ПотшскШ портъ отправляетъ заграницу более 15 мил. пудовъ; но это составляетъ лишь незначительную часть всего торговаго движешя, которое, за недостаточностью Потшскаго порта, направилось на Батумъ и достигаетъ размера 150 милл. пудовъ. Неудобство сосредоточешя торговли въ военномъ порте въ Батуме, вынуждаетъ улучшать ПотШскш портъ, производя разныя допол- нительныя работы по его улучшенпо, вследств1е чего расходы на сооружеше порта съ 1863 г. обошлись казне уже более 10 милл. руб. и потребуетъ еще не меньшей суммы, для того, чтобы этотъ ■портъ могъ удовлетворять современному торговому движенпо. Все эти колоссальные расходы потребовались, главньшъ образомъ, потому, что съ самаго начала вопросъ былъ поставленъ неращо- нально, ибо, вместо заботъ о наилучшемъ устройстве порта, все заботы сосредоточились на составленш наиболее дешевыхъ сметъ, вследств!е чего Закавказскш край, втечеше 30 слишкомъ л е тъ , остается безъ коммерческаго порта. Очень нежелательно повтореше того же на Мурманскомъ берегу, а потому и пришлось остановиться на мысли проектировать сразу большой коммерчески! портъ на оконечности будущей Сибирско-Тихоокеанской железной дороги, такъ какъ это, въ конце концовъ, обойдется много дешевле целой cepin дополнительныхъ работъ для превращения маленькаго порта въ большой и потребуетъ много меньше времени для сооружешя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz