Шавров, Н. А. Колонизация, ее современное положение и меры для русского заселения Мурмана : (продолжение) / доклад Н. А. Шаврова. – Санкт-Петербург : Типография И. Гольдберга, 1898. – [2], 68, 28 с.
19 номическаго положешя самаго Мурманскаго берега и Кольскаго полуострова, въ силу того транспортнаго грузоваго движения, между внутренними губершями Россш и Европы, которое вызовется соедн- нен1емъ сбти русскихъ железныхъ дорогъ и незамерзающимъ пор- томъ на Ледовитомъ океане. Сугцествоваше такого города, при совершенно беззащитномъ положенш нашего севернаго любережья отъ разорешя неир1ятельскимъ флотомъ, должно быть обезпе- чено постройкою военнаго порта, который, помимо этой задачи, имеетъ еще более важную цель самостоятельнаго существовашя. Цель эта также выяснена нашею патрютическою прессою и въ въ настоящее время все руссюе хорошо знаютъ, что только на Мурманскомъ берегу Росая обладаетъ ниче.мъ нестесняемымъ океанскимъ просторомъ, допускающимъ активныя действ!я нашего военнаго флота въ случае Европейской войны, когда выходъ изъ Балтшскаго и Чернаго морей будетъ закрыть для нашихъ воен- ныхъ судовъ. По мненно почтеннаго А. П. Энгельгардта, въ силу неблагс- пр!ятныхъ климатическихъ условш, въ которыхъ находится Мурманъ, едва ли можно разсчитывать на то, что колонизащя Мурмана достигнетъ особенно значительныхъ размеровъ и чтобы на Мурман'Ь появились многолюдные города со стотысячнымъ населешемъ, въ роде Одессы, Марселя и т. п. Нужно, по его мненпо, считать большимъ успехомъ. если на Мурмане появятся города въ роде Вардэ, Вадзэ, Гаммерфеста и Тромзэ съ населешемъ въ две-три тысячи жителей. Съ такимъ мнешемъ можно бы было согласиться до решешя построить железную дорогу, составляющую оконечность сети русскихъ железныхъ дорогъ на незамерзающемъ океане, вследств!е чего развипе будущаго города будетъ происходить не за счетъ развнпя населешя на Мурманскомъ берегу, а на счетъ прогресса внутренней и внешней торговли, въ которой приметь участ1е значительная часть населешя Россш, а поэтому, ростъ этого города будетъ зависеть отъ тЬхъ удобствъ, которыя будутъ созданы постройкою железной дороги и сооружешемъ приспособленнаго къ выгодной торговле коммерческаго порта. Перечисленные норвежаае города вовсе не находятся въ такихъ услов 1 'яхъ: они составляютъ исключительно м е с т н ы е пункты, которымъ не могла бы придать исключительно важнаго государственнаго значешя даже и постройка железной дороги, такъ какъ ихъ внешняя торговля была бы этимъ поставлена въ так1я же услов 1 я, въ какихъ находятся десятки другихъ нор- вежскихъ городовъ. Темъ не менее, для защиты всехъ поимено-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz