Шавров, Н. А. Колонизация, ее современное положение и меры для русского заселения Мурмана : (продолжение) / доклад Н. А. Шаврова. – Санкт-Петербург : Типография И. Гольдберга, 1898. – [2], 68, 28 с.

18 находится въ более благопр!ятныхъ услов 1 яхъ, чемъ друпе указанные пункты, потому что вблизи гавани по Кольскому заливу сохранилось довольно много дровянного леса, а затемъ дрова и даже строевой л^съ можетъ быть приплавленъ по Коле и Туломе изъ южной и западной части Кольскаго полуострова; на это указы- ваетъ то обстоятельство, что въ нынешнемъ году купцомъ Буто- ринымъ приступлено уже къ постройке на берегу Кольскаго залива, между Колою и Екатерининской гаванью, лесопильнаго завода. Въ силу техъ неблагопр1ятныхъ климатическихъ условш, въ которыхъ находится Мурманъ, едвали можно разсчитывать на то, что колонизащя Мурмана достигаетъ особенно значительныхъ размеровъ, и чтобы на Мурмане появились многолюдные города со^ стотысячньшъ населешемъ, въ роде Одессы, Марселя и т. п., нужно считать болыпимъ успехомъ, если на Мурмане появятся города и промышленные пункты, въ роде Вардэ, Вадзэ, Гаммер- феста, Тромзе въ Норвегш, съ населешемъ въ 2 — 3 тысячи жи­ телей. Правда, всякш человекъ, который занимается темъ или другимъ рыбнымъ промысломъ на Мурмане, всегда будетъ иметь обезпеченный кусокъ хлеба; темъ не менее, значительная часть промышленниковъ всегда будетъ пришлая, на время промысловъ. Все сказанное, вместе взятое, приводить меня къ полному убеждешю, что Екатерининская гавань представляется наиболее удобньшъ местомъ на всемъ Мурманскомъ побережье для устрой­ ства тамъ административнаго центра и торгово-промышленнаго порта на Мурмане и что более удачнаго соответственнаго и це­ лесообразная выбора едвали можно было сделать. На это Н. А. Ша в р о в ъ отвечалъ: почтенный мой оппонентъ А. П. Энгельгардъ совершенно расходится со мною съ основной задаче, которой должно удовлетворять устройство военнаго и торговаго портовъ на незамерзающей части Мурманскаго берега. Мысль объ этомъ принадлежитъ не мне и представляетъ государственную задачу, настоятельная необходимость и важность которой вполне выяснена патрютическою частью нашей прессы въ царствоваше великаго Царя-Миротворца Императора Александра III и получила начало исполнения въ благополучное царствоваше Госу­ даря Императора Николая II — съ решешемъ соорудить железную дорогу отъ Петербурга до Кеми и продолжать ее отъ Кеми до Екатерининской гавани. Ближайшимъ иоследств 1 емъ этого благо- детельнаго для всего севернаго Поморья решешя должно быть появлеше большого торговаго порта на незамерзающемъ океане. Появлеше такого города и порта произойдетъ независимо отъ эко-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz