Шавров, Н. А. Колонизация, ее современное положение и меры для русского заселения Мурмана : (продолжение) / доклад Н. А. Шаврова. – Санкт-Петербург : Типография И. Гольдберга, 1898. – [2], 68, 28 с.

13 чтобы этотъ портъ представляль въ то же время надежную защиту отъ непр!ятеля Северныхъ береговъ Россш. 2) Застроить тамъ же, подъ защитой военнаго порта —портъ коммерческий, который, будучи связанъ рельсовымъ путемъ съ Сибирскою дорогою, обратится со временемъ въ исходный пунктъ для торговли Европы съ Аз1ей, для передвижешя товаровъ изъ Европы къ Восточному океану и сделался бы, такимъ образомъ, центромъ м1ровой торговли. Задаваясь такимъ грандюзнымъ планомъ и изследовавъ нын-Ьшнимъ л-Ьтомъ Мурманское побережье, I I . А. пришелъ къ заключешю, что для проектируемаго имъ военно-морского и коммерческаго порта, Екатерининская гавань, въ которой устраи­ вается ныне портъ и административный центръ для Мурмана, негодится, потому, во 1-хъ, что но своимъ размерамъ эта гавань недостаточна для подобнаго военнаго и коммерческаго порта, во 2-хъ, что близъ Екатерининской гавани нетъ соответствующего рейда для значительнаго военнаго флота и, наконецъ, въ 3-хъ, что у береговъ гавани, представляющихъ почти отвесныя скалы, не имеется места для военно-морскихъ сооружешй и для большого города. Вместе съ темъ Н. А. находитъ, что самымъ подходящимъ местомъ для сооружешя военно-морского порта была бы гавань Озерко въ Мотовскомъ заливе, а для устройства коммерческаго центра перешеекъ между Кутовою губою и Волоковою губою, где , подъ защитою военнаго порта, можетъ расположиться обширный городъ для M ipoB ofl торговли. Для осухцествлешя этой мысли необходимо, по мнешю Н. А., прорыть на протяжении 1г/ 2 верстъ каналъ между гаванью Озеркомъ и Волоковой, расчистить входъ въ гавань Озерко и устроить для защиты порта соответствующее число батарей по Рыбачьему полуострову. Затемъ, для коммерческаго порта Н. А. проектируетъ прорыть другой каналъ на протяжеши 7 верстъ по перешейку между Кутовой и Волоковой, а вдоль этого канала построить городъ, причемъ самый каналъ гхредставлялъ бы самъ по себе хорошую гавань. Все эти искусственныя сооружешя обойдутся, вероятно, въ 20 и более миллюновъ рублей; но, въ виду огромнаго политическаго и коммерческаго значешя предполо- женнаго имъ военнаго порта и коммерческаго центра, едва ли следуетъ, по мн'ЬшюН. А., останавливаться на подобномъ расходе. Не вдаваясь въ обсуждеше вопроса, насколько осуществимы грандюзные проекты Н. А. Шаврова и могутъ ли получить проек­ тированные Н. А. военный и коммерчески портъ то выдающееся значеше, которое ожидаетъ отъ нихъ, я перейду прямо къ тому, насколько целесообразно и удачно избрана Екатерининская гавань для той цели, для которой она предназначалась.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz