Шавров, Н. А. Колонизация, ее современное положение и меры для русского заселения Мурмана : (продолжение) / доклад Н. А. Шаврова. – Санкт-Петербург : Типография И. Гольдберга, 1898. – [2], 68, 28 с.

5 II. 24-го октября 1897 г. 3. Н. А. Ш а в р о в ъ прочелъ свое сообщеше „о иривлече русскаго населешя для колонизацш Мурмана“ , составляющее окон- 4aHie сделаннаго въ заседанш 17-го сего месяца сообщешя. Докладчикъ остановился: 1) на м'Ьрахъ для поднят1я нравственнаго уровня и благосостояшя Мурмана, 2) сооружена-! железной дороги цо незамерзающей части Мурмана и устройстве пароходныхъ сообщешй и 3) устройств^ торговаго и военнаго порта на неза­ мерзающей части Мурмана. По первому вопросу, докладчикъ предлагаетъ водворить порядокъ въ существующпхъ отношешяхъ между рабочими и судо- хозяевами, скупщиками и фактористами, реорганизащей админи- стративнаго устройства Кольскаго полуострова; привести въ систему современную безпорядочную колонизашю на Мурмане; прекратить свободную торговлю водкой; привлечь женсюй трудъ къ изготовле- Hiro рыбныхъ продуктовъ; установить инсиекцно рыбныхъ про- мысловъ и обратить внимаше на просвещеше массъ. По второму вопросу, докладчикъ ставитъ железную дорогу изъ внутреннихъ губернш Россш до Мурмана первою и основною мерою для привлечешя русскаго элемента,—причемъ признаетъ заселеше самаго Кольскаго полуострова мерою, наиболее содей­ ствующею прочной колонизацш Мурмана. Соответственно этому, докладчикъ отдаетъ предпочтете железной дороге, которая пройдетъ отъ С.-Петербурга черезъ Петрозаводскъ на Кемь, предлагая соединить эту линш съ Москвой ветвью отъ Петрозаводска. Признавая чрезвычайную пользу, оказанную срочными рейсами О-ва Мурманскаго пароходства, для колонизацш Мурмана, доклад­ чикъ указываетъ на недостаточное внимаше этого Об-ва къ удоб- ствамъ пассажировъ и къ перевозке грузовъ и передалъ желаше поморовъ установить прямые рейсы для сообщешя Беломорскихъ портовъ съ Мурманомъ. По вопросу о постройке коммерческаго и военнаго порта, докладчикъ, признавая особенную важность этой меры для про­ гресса колонизацш и морскихъ промысловъ, выяснилъ те сложныя требовашя, которымъ долженъ' удовлетворять торговый портъ на Мурмане, и потому, трудность избрашя наиболее удоонаго для этого пункта. Трудность эта осложняется необходимостью иметь также и военный портъ для защиты нашей северной границы и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz