Шавров, Н. А. Колонизация, ее современное положение и меры для русского заселения Мурмана : (продолжение) / доклад Н. А. Шаврова. – Санкт-Петербург : Типография И. Гольдберга, 1898. – [2], 68, 28 с.

66 лучшихъ иортовъ Мурмана, когда ихъ придется приспо­ соблять для большого торговаго движешя. Во всяком ь случай устройство канала на южной оконечности Средняго полуострова — не нотребуетъ болыпихъ расходовъ, чемъ Петербургъ или Либава и ддже Поти. Последшй портъ можетъ служить прим-Ьромъ того, какъ неращонально, на месте большого торговаго города, проектировать, для экономш, сначала маленыай портъ, который вследстае неизбежности добавлешй, въ конце концовъ, потребуетъ не меньшихъ затрать, чемъ самый большой портъ, но не дастъ для торговли никакихъ удобствъ и будетъ ею оставленъ. Прорьте предлагаемаго канала будетъ иметь особенно важное значеше для Мурманскихъ промысловъ, обезпечи- вая становища восточнаго Мурмана наживкою, которая часто бываетъ въ изобилш на западномъ берегу Рыбачьяго полуострова и совершенно не встречаема на восточномъ. Такъ какъ безъ наживки должны прюстанавливаться рыб­ ные промыслы, то промышленники вынуждены отправ­ ляться за нею вокругъ всего Рыбачьяго полуострова, что потребуетъ много времени и не всегда возможно. По про­ рыли канала это путешесгае сократится въ 20 разъ, если даже предположить, что мойва не воспользуется проливомъ, чтобы переходить изъ Малой Волоковой губы въ Кутовую, и, во всякомъ случае, очевидно, что каналъ дастъ сред­ ства одинаково удобно обезпечивать восточные и западные промыслы наживкою, что имеетъ большое значеше для успешности Мурманскихъ промысловъ. Въ наше время сокращеше морского пути постройкою каналовъ по нерешейкамъ признается весьма полезною для торговли мерою, на осутцествлеше которой затрачиваются грандюзные капиталы, считаемые сотнями миллюновъ. Но расходы эти делаются въ интересахъ международной торговли, считающей перевозимые грузы миллюнами тоннъ, а при такомъ размере грузоваго движешя самое ничтож

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz