Шавров, Н. А. Колонизация, ее современное положение и меры для русского заселения Мурмана : (продолжение) / доклад Н. А. Шаврова. – Санкт-Петербург : Типография И. Гольдберга, 1898. – [2], 68, 28 с.
30 небольшой ручей, но этотъ заливъ, окруженный крутыми гранитными скалами, высотою свыше 100 футъ, им'Ьегь не болбе 50 саженъ ширины, а стало быть, здбсь совсбмъ нбтъ мбста для расположешя мастерскихъ, которыя при дется устраивать или на верху горъ, или тратить гран- дюзныя суммы на взрываше скалъ для образовашя необходимой площади. То же пришлось бы повторять при сооружены прочихъ здашй для военно-морскихъ учреж- дешй, а это, очевидно безъ всякой пользы, въ грандюзныхъ размбрахъ увеличило бы затраты на устройство военнаго порта на СЬвёрб. Совместное существоваше военнаго и торговаго порта вообще стЪсняетъ торговлю и создаетъ много неудобствъ для военнаго флота, а потому допускается только при полной невозможности отделить торговый портъ отъ воен наго. По отношенж къ Екатерининской гавани, кромб общаго принципа, и въ частности нельзя не согласиться съ мнбшемъ Контръ-адмирала Сиденснера, что местный услов!я этой гавани не допускаютъ и мысли объ устрой- ств'Ь въ ней военнаго порта*). Въ Екатерининской гавани нбтъ просторнаго рейда для военныхъ судовъ, такъ какъ становиться на якорь сЬвернЪе Екатерининскаго острова невозможно, всл6дств1е громадной глубины Кольскаго залива, а входить въ Екатерининсюй заливъ **), застав ленный военными и торговыми судами, хотя бы и ошвар товленными у берега, въ темное и бурное время можетъ иногда оказаться рискованнымъ, въ особенности для длинныхъ судовъ, снабженныхъ спереди таранами и двумя или тремя винтами, за кормою. Наконепъ, и самое пово- рачиваше такихъ судовъ въ гавани на швартовахъ при сильномъ в^трб будетъ затруднительно. Такое мибше, высказанное послб описашя всЬхъ морскихъ достоинствъ *) СвЪд^шя о Мурманскомъ б ер е г!, собран. Контръ-адмираломъ Сиден- снеромъ въ 1846 г. СПБ. 1897 года, стр. 64 и 67. **) Тамъ же, стр. 66 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz