Шавров, Н. А. Колонизация, ее современное положение и меры для русского заселения Мурмана : (продолжение) / доклад Н. А. Шаврова. – Санкт-Петербург : Типография И. Гольдберга, 1898. – [2], 68, 28 с.

26 что крайне неудобно и разорительно для судовъ, а потому должно быть устраняемо при благоустройстве портовъ. 3) Почтенный Михаилъ Федоровичи высказалъ, что я не им основашя говорить о большей дешевизне дороги отъ ст. Кицы до Озерка, сравнительно съ направлешемъ отъ Кицы до Екатерининской гавани,—въ виду того, что я не прошелъ лично по этому направ- лешю и, стало быть, не могу утверждать, какая тамъ местность. Это возражеше, во-первыхъ,нисколько недоказываетъ сравнительной дешевизны Екатерининской дороги, стоимость которой еще не опре­ делена точньшиизыскашями, аво-вторыхъ, нисколько неопровергаетъ сдбланнаго мною заключешя. Геологическое строеше Кольскаго полуострова и его топограф1я не составляютъ секрета, но известны по многимъ научнымъ изследовашямъ, начиная съ 1826 г., когда объ этомъ записано въ лоцш Лапландш М. Рейнеке. Такимъ обра- зомъ, всякш, кто желаетъ, можетъ узнать, что безплодныя скалы тянутся сплошнымъ кольцомъ но берегу моря, вокругъ всего Коль­ скаго полуострова и вдоль южнаго побережья Белаго моря,—но за этимъ кольцомъ идетъ равнина, перерезываемая хребтами горъ, направленными, большей частью, съ севера на югъ, между коими расположено множество озеръ, болотъ, рекъ и нротоковъ. Что именно такъ, я имелъ случай лично убедиться, проехавъ 200 вер. отъ Повенца до Сумскаго посада, посетивъ побережье Белаго моря отъ Онеги до Кеми, весь Мурманскш берегъ п внутренность Лап­ ландш отъ океана до Колы и Печенги,—а потому имелъ основаше предполагать, что при проведение дороги по Кольскому полуострову не везде необходимость вынуждаетъ идти вдоль скалистыхъ хребтовъ, какъ это неизОежно при ироложенш железной дороги отъ Колы до Екатерининской гавани. Кратчайшее и наилучшее - направлеше, въ этомъ случае, идетъ по западному берегу Кольскаго залива (отчетъ инженера В. Риппаса, стр. 103 и 104), который, отъ мыса Великаго до океана, состоитъ сплошь изъ гранитныхъ скалъ, следуюшихъ за всеми изгибами берега, а потому постройка здесь железной дороги потребуетъ ценныхъ работъ и обойдется очень дорого. Поворачивая дорогу отъ Кицы во внутрь страны, нетъ надобности следить за скалистыми изгибами берега Кольскаго залива, а возможно направить лишю по равнине, и потому пред­ ставляется вполне вероятнымъ удешевлев1е стоимости постройки дороги. Предположение, что при повороте отъ Кицы во внутрь Лаиландш встретится благопр!ятная для постройки дороги местность,—основано, впрочемъ, еще на свидетельстве инженера Менделеева, который лично проводилъ телеграфную линпо на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz