Шавров, Н. А. Колонизация, ее современное положение и меры для русского заселения Мурмана / доклад Н. А. Шаврова. – Санкт-Петербург : Типография И. Гольдберга, 1898. – [4], 98 с.

89 Въ устранение этого зла, съ которымъ они сами бороться не могутъ,—промышленники желали бы, чтобы общество Мурманскаго пароходства установило спещальные рейсы для перевозки промышленниковъ изъ БЪлаго моря на Мур- манъ и обратно, безъ захода въ Архангельскъ. TaKie спе­ циальные рейсы были бы выгодны для общества всл^дств!е большой численности промышленниковъ и, вероятно, при увеличенш числа пароходовъ, общество не затруднится удовлетворить желаше промышленниковъ, весьма полезное для благосостояшя всего Б^ломорскаго Поморья. III. Устройство торговаго ивоеннаго порта на незамерзающей частиМурмана. Ж елезная дорога, составляющая самое могущественное opyflie для привлечешя и водворешя русской колонизащи на северной окраин^Ь, тогда только получитъ непосредственное значеше для экономическаго развитая Мурманскапо берега и его промысловъ, когда достигнетъ незамерзающей его части и окончится торговымъ портомъ. Торговый портъ немыслимъ, или правильнее, не имеетъ смысла, безъ суще- ствовашя при немъ многолюднаго торговаго города, соот­ ветственна™ важности значешя устраиваемаго торговаго порта. Торговый портъ на Мурмане, служашдй однимъ изъ конечныхъ выходовъ русской железнодорожной сети на незамерзаюшдй круглый годъ океанскШ морской про- сторъ, — очевидно долженъ будетъ иметь весьма важное торгово-экономическое значеше для всей Россш, а потому и долженъ привлечь населеше, считаемое десятками тысячъ, при ближайшемъ удовлетворенш потребностей коего, от­ кроется близюй и очень выгодный рынокъ для сбыта про-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz