Шавров, Н. А. Колонизация, ее современное положение и меры для русского заселения Мурмана / доклад Н. А. Шаврова. – Санкт-Петербург : Типография И. Гольдберга, 1898. – [4], 98 с.

88 дется высокой воды и перетащить пассажировъ черезъ баръ,—при чемъ нельзя не прибавить, что все время сиденья на пароход^ они не могутъ получить ни куска хлеба, ни стакана чаю, такъ какъ „Кола“—пароходъ грузовой и ему иметь буфетъ не полагается. Ныне временно прибываюшде на Мурманъ промышлен­ ники для весенняго лова должны пользоваться крайне не­ удобною и трудною сухопутною дорогою отъ Кандалакши до Колы; для летняго же промысла прибываютъ частью на собственныхъ судахъ, а неимеюшде таковыхъ, т. е. большое число промышленниковъ, предпочитаютъ дешевое и более верное сообщеше на срочныхъ пароходахъ обще­ ства Мурманскаго пароходства, также какъ и для воз- вращешя съ промысловъ. Но при этомъ все промышлен­ ники безъ исключешя указываютъ на неудобство рейсовъ, ныне установленныхъ обществомъ Мурманскаго пароход­ ства, при которыхъ промышленники, изъ всехъ берего- выхъ поселетй на Беломъ море, направляются сперва въ Архангельскъ а потомъ изъ Архангельска другимъ рейсомъ на Мурманъ. Если, по какимъ - нибудь обстоя- тельствамъ, промышленникъ опоздаетъ къ отходу парохода на Мурманъ, то онъ вынуждается проживаться безъ дела целую неделю въ Архангельске и теряетъ удобное время для промысловъ. При возвращеши съ Мурмана случается нечто более невыгодное—каждый промышленникъ возвра­ щается домой съ заработанными на промысле деньгами, а въ Архангельске особенно много распивочныхъ и всякихъ увеселительныхъ заведешй, крайне соблазительныхъ для промышленника после окончашя трудныхъ морскихъ про­ мысловъ, вследств!е чего у многихъ изъ нихъ привезенный заработокъ остается въ Архангельске, а только самая малая его часть, недостаточная для содержашя семьи, приво­ зится домой, что и заставляетъ промышленника уже съ осени поступить въ кабалу къ судохозяевамъ и фактори- стамъ, заключая съ ними сделки, крайне невыгодныя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz