Шавров, Н. А. Колонизация, ее современное положение и меры для русского заселения Мурмана / доклад Н. А. Шаврова. – Санкт-Петербург : Типография И. Гольдберга, 1898. – [4], 98 с.
83 такого не могло бы произойти, если бы вопросъ о направ- ленш дороги былъ поставленъ на почву государствен- ныхъ интересовъ, ибо тогда нельзя было бы пропустить безъ внимашя то соображеше, что дорога строится для торгово-экономическаго прогресса с£веро-восточнаго угла Европейской Россш, наиболее нуждающагося въ железной дороге, но оставшагося въ стороне отъ всей сети въ кон цессионерскую эпоху, а потому, кроме магистральной линщ, надо подумать объ удобстве проведешя боковыхъ ветвей, въ бассейны Мезени, Печоры и Оби, для чего и следуетъ направить магистральную лишю по восточному, а не по западному берегу Северной Двины. Тогда бы железная дорога подошла къ самому Архангельску и слу жила бы вполне задуманной пели: усилить торговое дви ж е т е этого важнаго севернаго порта, устраняя дсе за труднешя для дешеваго и удобнаго передвижешя грузовъ. Подобная же участь угрожала и Мурманской дороге въ 1894 году, когда вопросъ о ея направления разсматри- вался особою комисаею *). До 1894 года, т. е. до поездки на Мурманъ г. Министра Финансовъ, не установилось еще определеннаго взгляда на значеше Мурмана, и потому этому берегу не придавали особаго значешя ни въ воен- номъ, ни въ морскомъ отношенш, что заставило комисаю обсуждать постройку и направлеше предполагаемой Мур манской дороги преимущественно съ точки зрешя ея эко- номическаго значешя. Но именно съ этой точки зрешя не •было и не могло быть представлено никакихъ фактовъ, доказывающихъ важность и настоятельную необходимость сооружешя Мурманской линш, такъ какъ въ русской Лапландш , среди полуоседлаго ея населешя, экономиче ское развитае такъ слабо, что требуетъ искусственныхъ меръ для своего возбуждешя, а Мурманске промыслы, благодаря учреждешю срочнаго почтово - пассажирскаго *) СвЪд-Ьшя о Мурманскомъ берега, собранный во время поездки бъ 1896 году Контр. Адм. Сиденснеромъ. Спб. 1897 года, стр. 69—74.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz