Шавров, Н. А. Колонизация, ее современное положение и меры для русского заселения Мурмана / доклад Н. А. Шаврова. – Санкт-Петербург : Типография И. Гольдберга, 1898. – [4], 98 с.

74 Россш . Но сознаше трудности задачи, разрешеше коей безусловно необходимо для чести, достоинства и экономи- ческаго прогресса Poccin, не представляетъ повода замед­ лять ея разрешеше, а, наоборотъ, должно вызывать лишь более энергическую работу со стороны всЬхъ русскихъ патрютовъ и общественныхъ деятелей. И. Сооружеше желЪзнойдорогидо незамерзающей частиМурмана иразвит пароходныхъ сообщешй. При самомъ широкомъ дарованш льготъ и noco6ift пере­ сел енцамъ, появлеше русскаго элемента изъ внутреннихъ губершй на Мурманскомъ берегу возможно лишь по устрой­ стве удобнаго сообщешя этихъ губершй съ С/&вернымъ Поморьемъ, именно после постройки железной дороги до Кеми, а затемъ далее черезъ Кандалакшу до торговаго порта на незамерзающей части Мурмана, омываемой теп- лымъ течешемъ Гольфстрема. Сооружеше этого пути, требуя болыпаго количества рабочихъ рукъ, при желанш правительства, вызоветъ притокъ русскаго населешя, да­ леко превосходяшдй 8696 душъ, составляющихъ итогъ наличныхъ обитателей всего Кольскаго полуострова, въ числе коихъ русскихъ значится лишь 5720 человекъ. Длина всей линш отъ Петербурга до Колы, по предвари- тельнымъ изыскашямъ инженера Риппаса, составляетъ 1339 верстъ*), а прибавляя разстояше отъ Колы до Екате­ рининской гавани 54 версты **), вся длина дороги до не­ замерзающей гавани на Мурмане будетъ 1393 версты. *) Отчетъ о псбздк® на КольскШ полуостровъ л®томъ 1894 г. Б . Риппаса. Спб. 1895 года, стр. 164. **) Тамъ же, стр. 165.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz