Шавров, Н. А. Колонизация, ее современное положение и меры для русского заселения Мурмана / доклад Н. А. Шаврова. – Санкт-Петербург : Типография И. Гольдберга, 1898. – [4], 98 с.
66 ея въ прокъ и, оставляя первый за мужскимъ населешемъ, предоставить второе женщинамъ, которыя,по врожденной имъ склонности къ чистотЪ и порядку, можно думать, бу- дутъ заниматься съ болыпимъ внимашемъ очисткою рыбы и изготовлять рыбные продукты лучшаго качества, что подниметъ ихъ цену , сделаетъ промыслы более прибыль ными и увеличить благосостояше семейныхъ промышлен никовъ. Для разделешя труда при заготовленш рыбныхъ продуктовъ, кажется, наступаетъ уже благопр1ятное время. Теперь, при многочисленности скупщиковъ, промышленники большею частью сдаютъ свой уловъ въ свежемъ виде, тотчасъ по приходе съ промысла, скупщикамъ, которые непосредственно заинтересованы въ улучшенш качества приготовляемыхъ продуктовъ, что обезпечиваетъ более вы сокую цену рыбному товару, а стало быть и большую прибыль. Для скупщиковъ, поэтому, можетъ быть выгодно совсемъ устранить ловцовъ отъ разделки рыбы, а иметь для этого и для посола рыбы отдельныхъ рабочихъ и ма стера, хорошо знакомаго съ заготовлешемъ рыбныхъ про дуктовъ для дальней отправки и продолжительнаго хра- нешя. Такихъ мастеровъ много въ Норвегш и Голландш, но въ Россш (по крайней мере на Мурмане) совсемъ нетъ , почему въ числе задачъ комитета для пособ!я поморамъ {§ IV ст. 19) и поставлено учреждеше рыбапкихъ школъ или хотя классовъ, въ которыхъ поморы могли бы на учиться заготовленш рыбныхъ продуктовъ, консервовъ и соленш рыбы. Въ Онеге, гдЪ, по поручешю, комитета я совещался съ представителями города, судохозяевами, промышленниками и шкиперами о наиболее полезномъ типе профессюнальной школы,— все названныя лица сначала не хотели соглашаться, что они не умеютъ солить даже трески и сельди, составляющихъ съ древнейшихъ временъ главный предметъ ихъ промысловъ, а еще менее знакомы съ изготовлешемъ и консервировашемъ другихъ рыбныхъ продуктовъ, но, въ конце конповъ, они должны были со
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz