Шавров, Н. А. Колонизация, ее современное положение и меры для русского заселения Мурмана / доклад Н. А. Шаврова. – Санкт-Петербург : Типография И. Гольдберга, 1898. – [4], 98 с.

22 Но если на Западномъ Мурмане (отъ Ворьемы до Кольскаго залива) господствуетъ инородческая колониза­ щя, то на Восточномъ Мурмане (отъ Кольскаго залива до восточной Лицы) въ промысловыхъ становищахъ преобла­ д а е м руссюй элементъ. Въ 12-ти становищахъ, среди осЪдло-водворившихся колонистовъ, на 86 челов^къ общаго населешя причитается 1 финляндепъ и 6 норвежцевъ, или въ процентиомъ отношенш 0,8°|о, т. е. въ четверо меньше количества русскихъ среди инородцевъ Западнаго Мур­ мана *). Происходить это, однако, не отъ политической нетерпимости русскаго населешя, а отъ нежелашя самихъ инородцевъ-колонистовъ отделяться отъ своихъ едино- племенниковъ, которые держатъ себя совершенно особо, не показывая ни малейшаго стремлешя сливаться съ гос­ подствующею расою. Съ 1864 года, когда стала у насъ оффишально известна норвежско-финляндская колонизащя на Мурмане, прошло уже 33 года и, стало быть, теперь живетъ уже второе и подростаетъ третье поколеше пер- выхъ шонеровъ-колонистовъ, а между темъ, не только въ мелкихъ поселкахъ, но въ большой колоши Земляной, существующей съ пятидесятыхъ годовъ и имеющей 40 дво­ ровъ — нетъ ни одного колониста, который бы говорилъ по русски, хотя въ колоши есть даже школа, но въ ней обучеше происходить на финскомъ языке. Колонисты объясняютъ начальству свое незнаше русскаго языка темъ, что у нихъ нетъ учителей, но примеръ Земляной опро- вергаетъ это: если у нихъ есть школа, то, при желанш родителей, въ ней, конечно, можно бы было обучать ихъ детей русскому языку,—а между темъ въ этой школе мо­ лодое поколеше колонистовъ искусственно устраняется отъ изучешя языка своего новаго отечества. Знаше государ­ ственна™ языка признается главнымъ услов!емъ вернопод­ данства и права пользоваться гражданскими правами но­ ваго отечества, даже въ Соединенныхъ Северо-Американ- *J Тамъ ж е, стр. 48.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz