Рубинский, В.И. Колонизационные задачи в районе мурманской железной дороги.- Благовещенск, 1917.- 72с.
шеваго долгосрочнаго кредита на пріобрѣтеніе новыхъ рыбо- ЛОвНЫХб судовб съ механическими двигателями. Необходимость замѣны устарѣвшихъ по типу судовъ на- шихъ промышленниковъ давно всѣми признана какъ неотлож ная мѣра къ развитію промысловъ, но до сего времени въ этомъ направленіи ничего не сдѣлано. Выдаваемыя на осн. Зак. 24 мая 1904 г. и правилъ 16 марта 1905 г., подъ застра- хованныя суда ссуды, въ размѣрѣ 2/з стоимости его, даютъ возможность нашимъ промышленникамъ пріобрѣтать только развѣ норвежскія ёлы, кстати сказать ,—охотно продаваемыя норвежцами, переходящими, съ помощью своего правительства, къ болѣе усовершенствованному типу судовъ—къ боту. Значе- ніе судна въ промыслѣ огромно; для поясненія этого приве- демъ данныя изъ труда Вс. Држевецкаго*), Въ 1908 году у крупнаго промышленника Васильева работало три судна: ёла, шняка и ботъ. Съ 25 іюня по 20 іюля валовой заработокъ былъ: ёлы— 190 р. 50 к., шняка— 406 руб. 25 коп. и бота — 1266 р. 40 к. Принимая во вниманіе, что на ёлѣ работало 3 человѣка, на шнякѣ 4 и на ботѣ —5 человѣкъ, валовой зара ботокъ одного промышленника опредѣлился: на ёлѣ—63 руб. 35 коп., на шнякѣ— 101 р. 75 коп. и на ботѣ—253 р. 12 к., слѣдовательно ботъ добычливѣе ёлы въ 4 раза и шняки въ 2,5 раза. Въ рыболовный сезонъ, примѣрно 3Ѵг мѣсяца, шня ка сдѣлаетъ не болѣе 35 выходовъ въ море, тогда какъ парус ный ботъ—до 40 выходовъ, если же на ботъ поставить меха нически двигатель, то онъ въ состояніи будегъ сдѣлать до 70 выходовъ, значитъ добычливость его еще возрастетъ почти въ два раза. Стоимость палубнаго бота, грузоподъемностью до 300 пудовъ, по цѣнамъ 1910 года, опредѣлялась въ 350—375 руб., шестисильный моторъ къ нему, развивающій скорость до 6 узловъ въ часъ, стоилъ 1600— 1750 р, Если бы при этихъ цѣнахъзамѣнить всѣ шняки (шнякъ наМурманѣ до 1000 штукъ) ботами съ механическими двигателями, то потребовался бы на это кредитъ примѣрно 2 милліона рублей и одно только это мѣропріятіе повысило бы добычу въ 3 - 4 раза. Вотъ по чему организація широкаго, долгосрочнаго, возможно льготна- го кредита на пріобрѣтеніе болѣе совершенныхъ судовъ съ механическими двигателями настоятельно необходима въ ско- рѣйшемъ времени. На ряду съ этимъ возникаетъ вопросъ объ открытіи ма- стерскихъ для постройки судовъ, открытіе наибольшаго коли— 34 — *) „Рыбные промыслы Мурмана и его колонизація". Вс. Држевецкій изд. Ар. Об. изд. Русс. Сѣв. 1910 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz