Рубинский, В.И. Колонизационные задачи в районе мурманской железной дороги.- Благовещенск, 1917.- 72с.

32 - бя, такъ и своихъ семей до полученія выручки отъ перваго промысла. По разсчету того времени, для перехода артели къ самостоятельному хозяйству требовалось до 800 руб., давали же по 450 руб. Повидимому, желаніе покрученниковъ выбрать­ ся изъ кабалы было такъ велико, что не думая о послѣдстві- яхъ они брали ссуды, а недостающія деньги занимали на очень тяжелыхъ условіяхъ у своихъ прежнихъ хозяевъ и въ результатѣ, отъ образовавшихся 5 шнячныхъ и 75 карбасныхъ артелей, къ 1894 году осталось только десять, остальныя рас­ пались оставивъ за собой долгъ казнѣ 8440 рублей. Тяжелыя условія частнаго кредита и слишкомъ короткій срокъ для по- гашенія казенныхъ ссудъ, вызвали распаденіе артелей и пере- ходъ заведеннаго рыболовнаго инвентаря въ руки кредиторовъ —прежнихъ хозяевъ; благое начинаніе правительства пошло' на смарку. Аналогична исторія и съ выдачею ссудъ и пособій мур- манскимъ переселенцамъ. По разсчету особой комиссіи въ 1873 году, переселенецъ при устройствѣ хозяйства долженъ былъ понести слѣдующіе расходы: а) на постройку избы и а м б а р а ........................341 р. б) на постройку шняки и 2-хъ карбасовъ . 114 р. 80 к. в) на пріобрѣт. снасти съ принадлежностями 155 р. — г) для расплаты съ рабочими нанимаемыми для промысл а ..............................................................• . 150 р. — а всего „ 760 р. 80 к. выдавалось же правительствомъ въ лучшемъ случаѣ 350 руб., причемъ ничего не дѣлалось въ смыслѣ созданія условій для скорѣйшаго устройства на новомъ мѣстѣ и здоровой жизни. Ясно, закабаленный бѣломорскій промышленникъ—бѣднякъ, если и устраивался на новомъ мѣстѣ, то оставался въ концѣ концовъ безъ собственныхъ орудій промысла и шелъ въ по- крутъ. Предоставленная колонистамъ льгота безпошлинной тор­ говли съ иностранцами повела къ тому, что часть промыш- леннидрвъ, какъ выше уже было отмѣчено, бросила промыселъ и перешла^-къ болѣе вѣрному дѣлу—скупу въ Норвегіи рыбы. А свободная отъ акциза и таможенной пошлины торговля крѣп- кими напитками, вызвала огромный привозъ изъ Норвегіи де- шеваго рому, которымъ спаивались промышленники. По сооб­ щений Архангельскаго губернатора размѣры норвежской тор­ говли ромомъ достигали грандіозныхъ размѣровъ: въ Вадсэ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz