Рубинский, В.И. Колонизационные задачи в районе мурманской железной дороги.- Благовещенск, 1917.- 72с.
— 31 — Мурманъ, такъ и весь Кольскій полуостровъ и п о нын ѣ пред ставляюсь захудалый край съ замирающей жизнью. Единствен- нымъ свѣтлымъ пятномъ на мрачномъ фонѣ Мурманской дей ствительности, по словамъ А. Сиденснера,*) является Печенг- скій монастырь, наглядно показывающій своимъ благоустрой- ствомъ, во что умѣючи можно обратить этотъ суровый край. Разбираясь въ правительственныхъ мѣропріятіяхъ по ожив- ленію края, прежде всего бросаетса въ глаза—незнакомство съ краемъ большинства какъ мѣстныхъ администраторовъ, такъ и высшихъ правительственныхъ учрежденій, на которыхъ воз ложены были заботы о Мурманѣ, отсутствіе опредѣленной по литики и опредѣленнаго плана въ провеценіи мѣропріятій, слѣдствіемъ чего большинство мѣропріятій носило случайный характеръ, или не доводилось до конца и часто являлись не только мало полезными, но иногда и явно вредными, выгод ными норвежцамъ или вообще иностранцамъ, а не намъ. Мы уже видѣли, что такое заинтересованное въ развитіи рыбнаго дѣла на Мурманѣ учрежденіе, какъ Сенатъ, имѣЛъ очень смутное представленіе о положеніи дѣла, и полагалъ, что тресковый промыселъ производится не только около Мур манскаго берега, но и въ Бѣломъ морѣ около г. Архангель ска. А мѣстный главный администраторъ—Архангельска гу- ■бернаторъ былъ убѣжденъ въ возможности земледѣлія на Мур- манѣ и настаивалъ на привлеченіи въ качествѣ колонистовъ норвежцевъ-земледѣльцевъ для развитія тамъ земледѣлія, и Министерство Земледѣлія на основаніи этого доклада дѣлаетъ распоряженіе о принятіи мѣръ къ проведенію на Мурманѣ зем- ледѣльческой колонизаціи. Уже эти факты краснорѣчиво го- ворятъ за то, что могли дать краю заботы о немъ прави тельства. Желая освободить покрученниковъ отъ кабалы хозяевъ и дать имъ возможность завести собственныя промысловыя су да и снасти, въ 1886 году правительство ассигнуетъ 30 ты сячъ рублей для выдачи ссудъ тѣмъ изъ поморовъ, которые пожелали бы соединиться въ артели для самостоятельнаго промысла. На артель въ 4—5 человѣкъ (на шняку) определе но было выдавать по 450 руб. и на артель въ 2—3 человѣка (на баркасъ) по 215 рублей, при этомъ совершенно не учли, что для перехода четырехъ покрученниковъ въ артель, спо собную самостоятельно заниматься промысломъ, нужно имѣть кромѣ судна и снастей еще и деньги на содержаніе какъ се*) Описаніе Мурманскаго побережья „Изд. Гл. Гидрогр. Упр. Мор. Мин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz