Рубинский, В.И. Колонизационные задачи в районе мурманской железной дороги.- Благовещенск, 1917.- 72с.

добычи на мѣстѣ ничего не предпринимается, что въ послѣд- ніе годы замѣчается упадокъ промысловъ, объясняемый про­ мышленниками отсутствіемъ наживки и появленіемъ большо­ го количества морского звѣря, разгоняющаго рыбу. Для под- нятія промысла требовалось ассигнованіе отъ казны по 80 р. на подъемъ на одну промысловую лодку и по 20 рублей въ. послѣдующіе годы. Но повидимому проявленный Сенатомъ интересъ къ тресковымъ промысламъ скоро пропалъ и въ 1768 году они предоставлены были жителямъ Архангельской губер- ніи для собственнаго пропитанія; въ 1803 году промыслы от­ даются Бѣломорской К0 съ субсидіей отъ казны, и, наконецъ, въ 1813 году переходятъ въ пользованіе поморскаго населенія. Съ половины прошлаго столѣтія Мурманскіе промыслы начинаютъ снова привлекать вниманіе правительства и обще­ ства. Мы уже говорили, что въ шестидесятыхъ годахъ прави­ тельство озабочено было заселеніемъ Мурмана и для поощре- нія переселенцевъ установило правила, дающія колонистамъ- нѣкоторыя льготы; далѣе, учреждаются субсидируемые паро­ ходные рейсы для связи Мурмана съ г. Архангельскомъ, а впослѣдствіи какъ продолженіе этого пути, строится Архангель­ ско-Вологодская желѣзная дорога; по берегу Мурмана разстав- ляются маяки и береговые знаки, устраиваются спасительныя станціи, метеорологическія станціи, а также открываются гид- рографическія работы; проводится по берегу телеграфъ и обо­ рудуется портъ Александровскъ; учреждается Комитетъ для* помощи поморамъ русскаго Сѣвера, который выдаетъ пенсіи семьямъ поморовъ погибшихъ въ морѣ, организуетъ страхо- ваніе промысловыхъ судовъ и создаетъ кредитъ подъ залогъ застрахованныхъ судовъ; устанавливается охрана промысловъ посредствомъ военнаго крейсера; открываются соляные склады;. Красный Крестъ ежегодно на время промысла устраиваетъ нѣсколько больницъ; создается научно-промысловая экспеди- ція для изученія промысловъ въ Ледовитомъ Океанѣ; учреж­ дается должность инспектора рыболовства; организуются на - учныя общества для изученія промысловъ и проведения мѣръ по благоустройству Мурмана; въ самое послѣднее время при­ нимаются мѣры къ организаціи снабженія промышленниковъ наживкой, и, наконецъ, все это завершается проведеніемъ Мур­ манской желѣзной дороги. Какъ видно правительство не оставляло Мурманъ своимъ вниманіемъ, не жалѣло на него и денегъ, напримѣръ, одна научно промысловая экспедиція обошлась казнѣ свыше миллі- она рублей, но въ результатѣ всѣхъ этихъ мѣропріятій.,. какъ — 30 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz