Рубинский, В.И. Колонизационные задачи в районе мурманской железной дороги.- Благовещенск, 1917.- 72с.

цы, не говоря уже объ англичанахъ или нѣмцахъ. Во первыхъ, мы имѣемъ огромный собственный внутренній рынокъ. пот­ ребляющий за послѣднее время заграничной рыбы на крупную сумму (въ 1912 году къ намъ привезено изъ за границы 23.179.766 пудовъ на сумму 36.774.182 руб., а въ 1913 году— 22.098.602 пуда на 38.232.432 руб.), а, во вторыхъ, рыболов- «ыя мѣста у насъ, какъ говорится, дома, въ близкомъ срав­ нительно разстояніи отъ берега и мы имѣемъ возможность по­ являться на нихъ быстро, вслѣдъ за появленіемъ рыбы, наши же конкурренты должны тратить значительное время на путь .до рыбалокъ, причемъ этотъ путь ложится на рыбу не ма- лымъ накладнымъ расходомъ. И вотъ, не смотря на эти вы­ годы, насъ вытѣсняютъ изъ нашихъ же водъ. Чтобы яснѣе представить причины упадка нашего про­ мысла на Мурманѣ обратимся къ исторіи его организаціи и .условіямъ жизни промышленниковъ*). Кромѣ коренного малочисленнаго населенія Мурмана про- мысломъ здѣсь занимаются и жители бѣломорскаго побережья. Обычно ежегодно въ началѣ марта еще по зимнему пути бѣ- ломорскіе промышленники партіями направлялись на Мурманъ, черезъ Кандалакшу и Колу. Около 230 верстъ промышленни­ ки шли пѣшкомъ, не встрѣчая на пути ни одного селенія для остановки въ пути и ночевки. Вь шестидесятыхъ годахъ здѣсь построено пять избъ, но онѣ были такъ малы, что большин­ ству путниковъ приходилось спать внѣ избы на снѣгу, кромѣ того за избами не было наблюденія и въ концѣ концовъ онѣ не укрывали путниковъ ни отъ вѣтра, ни отъ холода, ни отъ дождя. На всемъ пути не было ни одного медицинскаго пун­ кта, ни одного склада провизіи. Въ послѣднее время развалив- шіяся избы были замѣнены четырьмя казармами, вмѣстимостью человѣкъ на 300 каждая. При такихъ условіяхъ ежегодно со­ вершалось передвиженіе отъ 2 до 3 тысячъ промышленниковъ, среди которыхъ были подростки отъ 10 до 15 лѣтъ. И ни од­ ному изъ высшихъ администраторовъ края такія условія пе- іредвиженія не казались ненормальными, даже и тѣмъ изъ нихъ. которые сами прошли этотъ путь. Правда, ихъ передвиженіе 'было нѣсколько иначе обставлено. Такъ, губернаторъ Энгель- гардъ, проходившій здѣсь въ 1897 году, даже не зимой, а лѣ- томъ, имѣлъ при себѣ воинскую команду 15 человѣкъ во гла- вѣ съ подполковникомъ и до 10 женщинъ-лопарокъ, тащив- шихъ на своихъ плечахъ по 2 пуда губернаторскаго багажа - 23 — *) Пользуемся данными. „Описаніе Мурманскаго побережья" Изд. Главн. Гидр' -Управл. -Морск. Минист. и „Русск. Сѣверъ“ А. П. Энгельгардтъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz