Рубинский, В.И. Колонизационные задачи в районе мурманской железной дороги.- Благовещенск, 1917.- 72с.
цы, не говоря уже объ англичанахъ или нѣмцахъ. Во первыхъ, мы имѣемъ огромный собственный внутренній рынокъ. пот ребляющий за послѣднее время заграничной рыбы на крупную сумму (въ 1912 году къ намъ привезено изъ за границы 23.179.766 пудовъ на сумму 36.774.182 руб., а въ 1913 году— 22.098.602 пуда на 38.232.432 руб.), а, во вторыхъ, рыболов- «ыя мѣста у насъ, какъ говорится, дома, въ близкомъ срав нительно разстояніи отъ берега и мы имѣемъ возможность по являться на нихъ быстро, вслѣдъ за появленіемъ рыбы, наши же конкурренты должны тратить значительное время на путь .до рыбалокъ, причемъ этотъ путь ложится на рыбу не ма- лымъ накладнымъ расходомъ. И вотъ, не смотря на эти вы годы, насъ вытѣсняютъ изъ нашихъ же водъ. Чтобы яснѣе представить причины упадка нашего про мысла на Мурманѣ обратимся къ исторіи его организаціи и .условіямъ жизни промышленниковъ*). Кромѣ коренного малочисленнаго населенія Мурмана про- мысломъ здѣсь занимаются и жители бѣломорскаго побережья. Обычно ежегодно въ началѣ марта еще по зимнему пути бѣ- ломорскіе промышленники партіями направлялись на Мурманъ, черезъ Кандалакшу и Колу. Около 230 верстъ промышленни ки шли пѣшкомъ, не встрѣчая на пути ни одного селенія для остановки въ пути и ночевки. Вь шестидесятыхъ годахъ здѣсь построено пять избъ, но онѣ были такъ малы, что большин ству путниковъ приходилось спать внѣ избы на снѣгу, кромѣ того за избами не было наблюденія и въ концѣ концовъ онѣ не укрывали путниковъ ни отъ вѣтра, ни отъ холода, ни отъ дождя. На всемъ пути не было ни одного медицинскаго пун кта, ни одного склада провизіи. Въ послѣднее время развалив- шіяся избы были замѣнены четырьмя казармами, вмѣстимостью человѣкъ на 300 каждая. При такихъ условіяхъ ежегодно со вершалось передвиженіе отъ 2 до 3 тысячъ промышленниковъ, среди которыхъ были подростки отъ 10 до 15 лѣтъ. И ни од ному изъ высшихъ администраторовъ края такія условія пе- іредвиженія не казались ненормальными, даже и тѣмъ изъ нихъ. которые сами прошли этотъ путь. Правда, ихъ передвиженіе 'было нѣсколько иначе обставлено. Такъ, губернаторъ Энгель- гардъ, проходившій здѣсь въ 1897 году, даже не зимой, а лѣ- томъ, имѣлъ при себѣ воинскую команду 15 человѣкъ во гла- вѣ съ подполковникомъ и до 10 женщинъ-лопарокъ, тащив- шихъ на своихъ плечахъ по 2 пуда губернаторскаго багажа - 23 — *) Пользуемся данными. „Описаніе Мурманскаго побережья" Изд. Главн. Гидр' -Управл. -Морск. Минист. и „Русск. Сѣверъ“ А. П. Энгельгардтъ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz