Рубинский, В.И. Колонизационные задачи в районе мурманской железной дороги.- Благовещенск, 1917.- 72с.

ряда озеръ съ проливами, тоже возбуждался вопросъ мѣст- нымъ земствомъ, но безрезультатно. Длина этого пути 264 версты, изъ нихъ на протяженіи 120 верстъ, рѣка Суна при­ годна для судоходства въ теперешнемъ ея видѣ, что доказа­ но работавшимъ уже здѣсь пароходомъ. Изслѣдованіе водной сѣти района, несомнѣнно, выяснитъ возможность судоходства и на другихъ рѣкахъ и озерахъ вод­ ной сѣти. Такимъ образомъ, широкая постановка работъ по улучше- нію естественныхъ водныхъ путей можетъ дать: а) большую пропускную способность рѣкъ при сплавѣ лѣса; б) использо- ваніе остающейся нынѣ . на мѣстахъ заготовокъ малоцѣнной массы лѣса (вершинъ, сухостоя, фаутнаго лѣса и пр.), такъ какъ съ улучшеніемъ сплава значительно удешевится доставка лѣса; в; въ сплавную сѣть могутъ быть введены вершины рѣ- чекъ, по которымъ нынѣ за маловодностью сплавъ не про­ изводится и озера, изъ которыхъ обычно въ краѣ берутъ свое начало рѣки; благодаря этому расширенію водной сѣти войдутъ въ оборотъ нынѣ мертвые массивы; г) многія рѣки, по которымъ нынѣ сплавъ производится розсыпью, могутъ быть приспособлены къ сплаву лѣса плитками и плотами, что въ значительной степени удешевитъ сплавъ и усилить пропускную способность рѣкъ, и д) наконецъ, могутъ связать правильнымъ пароходнымъ сообщеніемъ отдаленныя части района съ желѣз- ной дорогой. Въ дополненіе разработанной и улучшенной сѣти водныхъ путей района, необходимо проведеніе грунтовыхъ дорогъ и желѣзнодорожныхъ вѣтокъ. Въ настоящее время начало лѣсныхъ заготовокъ находи­ тся всецѣло въ зависимости отъ замерзанія рѣкъ и болотъ и отъ наличности снѣга, такъ какъ безъ дорогъ на мѣста заго­ товокъ можно попасть только зимнимъ путемъ, а при этихъ условіяхъ время заготовокъ значительно сокращается въ ущербъ размѣра ихъ. Въ Повѣнецкомъ уѣздѣ, гдѣ земство, такъ или иначе, принимало мѣры къ проведенію дорогъ, все же 62 ,9% всѣхъ селеній уѣзда. остаются не обслуженными дорогами, въ Александровскомъ и Кемскомъ уѣздахъ дѣло обстоитъ значи­ тельно хуже, такъ, напримѣръ, къ сѣверу отъ г. Кеми до са- маго Мурмана на 600 слишкомъ верстъ нѣтъ ни одной до­ роги. Отрѣзанность же селеній, даже на половину года (при наличности пароходнаго сообщенія лѣтомъ) отъ торговыхъ и культурныхъ центровъ, обрекаетъ эти селенія на прозябаніе. — 18 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz