Рубинский, В.И. Колонизационные задачи в районе мурманской железной дороги.- Благовещенск, 1917.- 72с.
ряда озеръ съ проливами, тоже возбуждался вопросъ мѣст- нымъ земствомъ, но безрезультатно. Длина этого пути 264 версты, изъ нихъ на протяженіи 120 верстъ, рѣка Суна при годна для судоходства въ теперешнемъ ея видѣ, что доказа но работавшимъ уже здѣсь пароходомъ. Изслѣдованіе водной сѣти района, несомнѣнно, выяснитъ возможность судоходства и на другихъ рѣкахъ и озерахъ вод ной сѣти. Такимъ образомъ, широкая постановка работъ по улучше- нію естественныхъ водныхъ путей можетъ дать: а) большую пропускную способность рѣкъ при сплавѣ лѣса; б) использо- ваніе остающейся нынѣ . на мѣстахъ заготовокъ малоцѣнной массы лѣса (вершинъ, сухостоя, фаутнаго лѣса и пр.), такъ какъ съ улучшеніемъ сплава значительно удешевится доставка лѣса; в; въ сплавную сѣть могутъ быть введены вершины рѣ- чекъ, по которымъ нынѣ за маловодностью сплавъ не про изводится и озера, изъ которыхъ обычно въ краѣ берутъ свое начало рѣки; благодаря этому расширенію водной сѣти войдутъ въ оборотъ нынѣ мертвые массивы; г) многія рѣки, по которымъ нынѣ сплавъ производится розсыпью, могутъ быть приспособлены къ сплаву лѣса плитками и плотами, что въ значительной степени удешевитъ сплавъ и усилить пропускную способность рѣкъ, и д) наконецъ, могутъ связать правильнымъ пароходнымъ сообщеніемъ отдаленныя части района съ желѣз- ной дорогой. Въ дополненіе разработанной и улучшенной сѣти водныхъ путей района, необходимо проведеніе грунтовыхъ дорогъ и желѣзнодорожныхъ вѣтокъ. Въ настоящее время начало лѣсныхъ заготовокъ находи тся всецѣло въ зависимости отъ замерзанія рѣкъ и болотъ и отъ наличности снѣга, такъ какъ безъ дорогъ на мѣста заго товокъ можно попасть только зимнимъ путемъ, а при этихъ условіяхъ время заготовокъ значительно сокращается въ ущербъ размѣра ихъ. Въ Повѣнецкомъ уѣздѣ, гдѣ земство, такъ или иначе, принимало мѣры къ проведенію дорогъ, все же 62 ,9% всѣхъ селеній уѣзда. остаются не обслуженными дорогами, въ Александровскомъ и Кемскомъ уѣздахъ дѣло обстоитъ значи тельно хуже, такъ, напримѣръ, къ сѣверу отъ г. Кеми до са- маго Мурмана на 600 слишкомъ верстъ нѣтъ ни одной до роги. Отрѣзанность же селеній, даже на половину года (при наличности пароходнаго сообщенія лѣтомъ) отъ торговыхъ и культурныхъ центровъ, обрекаетъ эти селенія на прозябаніе. — 18 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz