Рубинский, В.И. Колонизационные задачи в районе мурманской железной дороги.- Благовещенск, 1917.- 72с.

15 — Сегозеру, воды котораго черезъ р. Сегежу, оз. Выгозеро и р. Выгъ, направляются къ Сороцкой губѣ Бѣлаго моря. Кромѣ Паданской дачи къ оз. Сегозеру тяготѣетъ Ругозерская да­ ч а—въ 100000 дес. Обѣ отмѣченныя дачи имѣютъ единствен­ ный выходъ для лѣса черезъ Сороцкую бухту на заграничный рынокъ, гдѣ спросъ ограниченъ извѣстными сортиментами лѣс- ныхъ матеріаловъ. Соединеніе же озера Сегозера съ Онеж- -скимъ озеромъ открываетъ путь на Петроградъ, куда и могли бы направляться всѣ не имѣющіе сбыта на заграничномъ рын- кѣ лѣсные матеріалы. Губернское Земское Собраніе по этому докладу ассигновало деньги на изысканія Сегозерскаго кана­ ла и составленіе смѣты на его прорытіе. Изысканія сдѣланы въ 1898 году докторомъ геологіи Цюрихскаго университета Звѣринцевымъ, а инженеръ Спальвингъ, по даннымъ Звѣ- ринцева, составилъ смѣту на прорытіе, выразившуюся въ сум- мѣ 138285 р. 79 к. Въ дополненіе къ этимъ изысканіямъ По- вѣнецкая Земская Управа обратила вниманіе еще на необхо­ димость прорытія канала для соединенія оз. Маслозера съ Со- нозеромъ, послѣдне озеро р. Соной соединяется съ оз. Сего- зеромъ. Съ осуществленіемъ этого канала значеніе Сегозерска­ го канала значительно возрастаетъ, такъ какъ открывается возможность черезъ него направлять лѣсъ въ Петроградъ или Балтійское море изъ волостей: Ребольской, Ругозерской, Бо ­ гоявленской и Мяндусельской. Перешеекъ между оз. Маслозе- ромъ и Сонозеромъ протяженіемъ463 саж. представляетъ продол- женіе песчаныхъ и болотистыхъ береговъ названныхъ озеръ, а потому прорытіе его обошлось бы очень не дорого, по смѣ- тѣ командированнаго Земствомъ техника—всего 4812 руб. 94 к, Для большей убѣдительности въ выгодности прорытія Сегозерскаго и Маслозерскаго каналовъ. Уѣздная Земская Управа приложила къ своему ходатайству заключенія заинте- ресованныхъ въ этомъ дѣлѣ лѣсничихъ. Оказывается, благо­ даря исключительнымъ требованіямъ заграничныхъ рынковъ, въ прилегающихъ къ оз. Сегозеру дачахъ остается масса не­ исполь зованная лѣса. фаутный сухостойный лѣсъ совершен­ но не имѣетъ сбыта и если съ прорытіемъ каналовъ лѣсъ бу- . детъ продаваться даже въ томъ же размѣрѣ, какъ было за минувшіе 5 лѣтъ и цѣна на него не возрастетъ, что невѣ- роятно при наличности конкуренціи, то и тогда казна выиг- раетъ ежегодно 33800 руб., т. е. стоимость каналовъ погаша­ лась бы въ четыре года. Въ 1910 году бывшимъ губернаторомъ Протасьевымъ изда­ на брошюра: «Проектъ соединенія Екатерининской гавани на -Мурманѣ съ сѣтью русскихъ желѣзныхъ дорогъ». Н. В. Про-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz