Рубинский, В.И. Колонизационные задачи в районе мурманской железной дороги.- Благовещенск, 1917.- 72с.

— 14 — трехъ сосѣднихъ губерніяхъ Сѣвера гидротехническія парті»: поняли свои задачи различно и согласованія въ работахъ не- имѣли. Сплавныя пути на Сѣверѣ издавна привлекали вниманіе отдѣльныхъ администраторовъ, лѣсопромышленниковъ и Оло­ нецкое Земство, сознающихъ, что развитіе промышленно-эко­ номической жизни края не мыслимо безъ культурныхъ путей сообщенія. Но всѣ предпринимаемые ими начинанія мало имѣ— ли успѣховъ. Въ этомъ отношении крайне поучительна ис.то - рія съ проектированіемъ канала между оз. Сегозеромъ и оз. Онежскимъ, заимствованная иами изъ журнала Повѣнецкап> Уѣзднаго Земскаго собранія сессіи 1908 года: Оз. Сегозеро отдѣляется перешейкомъ въ 940 саженъ отъ ручья Лэвгія, впадающаго вь оз. Остеръ, а это послѣднее при посредствѣ р. р. Остеръ и Кумсы, соединено съ Онежскимъ озеромъ (отъ оз. Сегозеро до оз. Остеръ— 1467,85 саж.) Про- рытіемъ Сегозерскаго перешейка открывается сквозной путь съ Бѣлаго моря въ Балтійское (черезъ р. Выгъ, оз. Выгозеро, р. Сегежу, оз. Сегозеро, оз. Остеръ, р. Кумсу, Онежское озе­ ро, р. Свирь, обходные каналы Ладожскаго озера и р. Неву), и съ Каспійскимъ моремъ (отъ Онежскаго озера черезъ Ма- ріинскую систему и р. Волгу). Еще Петръ Великій въ 1702 году указалъ на возможность и необходимость соединенія Бѣлаго моря съ Балтійскимъ че­ резъ оз. Сегозеро. Затѣмъ въ періодъ съ 1800 по 1875 г. во- зникалъ цѣлый рядъ ходатайствъ частиыхъ предпринимателей о необходимости, для развитія нашей торговли, устройства этого воднаго пути. Въ 1842 году, въ видахъ извлеченія наибольшей пользы отъ казенныхъ лѣсовъ, находящихся въ Повѣнецкомъ уѣздѣ, а также для оживленія крестьянской промышленности, бывшій Министръ Государственныхъ Иму- ществъ графъ Киселевъ призналъ необходимымъ—улучшеніе водной системы и сдѣлалъ распоряженіе о производствѣ изы- сканій по соединенію оз. Сегозера съ Онежскимъ озеромъ. Далѣе, въ 1895 году вопросъ о прорытіи Сегозерскаго канала, въ цѣляхъ оживленія края, вновъ возбужденъ Министерствомъ Земледѣлія. Въ 1897 году Предсѣдатель Повѣнецкой Уѣздной Земской Управы Головинъ внесъ въ Олонецкое очередное Губернское Земское Собраніе докладную записку о прорытіи Сегозерскаго канала. Въ защиту своего проекта Головинъ при- водилъ слѣдующія соображенія: Паданская казенная лѣснаяі дача Повѣнецкаго лѣсничества занимаетъ площадь 527514 дес., большая часть ея, а именно 316200 дес. тяготѣетъ къ оз.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz