Рубинский, В.И. Колонизационные задачи в районе мурманской железной дороги.- Благовещенск, 1917.- 72с.
— 14 — трехъ сосѣднихъ губерніяхъ Сѣвера гидротехническія парті»: поняли свои задачи различно и согласованія въ работахъ не- имѣли. Сплавныя пути на Сѣверѣ издавна привлекали вниманіе отдѣльныхъ администраторовъ, лѣсопромышленниковъ и Оло нецкое Земство, сознающихъ, что развитіе промышленно-эко номической жизни края не мыслимо безъ культурныхъ путей сообщенія. Но всѣ предпринимаемые ими начинанія мало имѣ— ли успѣховъ. Въ этомъ отношении крайне поучительна ис.то - рія съ проектированіемъ канала между оз. Сегозеромъ и оз. Онежскимъ, заимствованная иами изъ журнала Повѣнецкап> Уѣзднаго Земскаго собранія сессіи 1908 года: Оз. Сегозеро отдѣляется перешейкомъ въ 940 саженъ отъ ручья Лэвгія, впадающаго вь оз. Остеръ, а это послѣднее при посредствѣ р. р. Остеръ и Кумсы, соединено съ Онежскимъ озеромъ (отъ оз. Сегозеро до оз. Остеръ— 1467,85 саж.) Про- рытіемъ Сегозерскаго перешейка открывается сквозной путь съ Бѣлаго моря въ Балтійское (черезъ р. Выгъ, оз. Выгозеро, р. Сегежу, оз. Сегозеро, оз. Остеръ, р. Кумсу, Онежское озе ро, р. Свирь, обходные каналы Ладожскаго озера и р. Неву), и съ Каспійскимъ моремъ (отъ Онежскаго озера черезъ Ма- ріинскую систему и р. Волгу). Еще Петръ Великій въ 1702 году указалъ на возможность и необходимость соединенія Бѣлаго моря съ Балтійскимъ че резъ оз. Сегозеро. Затѣмъ въ періодъ съ 1800 по 1875 г. во- зникалъ цѣлый рядъ ходатайствъ частиыхъ предпринимателей о необходимости, для развитія нашей торговли, устройства этого воднаго пути. Въ 1842 году, въ видахъ извлеченія наибольшей пользы отъ казенныхъ лѣсовъ, находящихся въ Повѣнецкомъ уѣздѣ, а также для оживленія крестьянской промышленности, бывшій Министръ Государственныхъ Иму- ществъ графъ Киселевъ призналъ необходимымъ—улучшеніе водной системы и сдѣлалъ распоряженіе о производствѣ изы- сканій по соединенію оз. Сегозера съ Онежскимъ озеромъ. Далѣе, въ 1895 году вопросъ о прорытіи Сегозерскаго канала, въ цѣляхъ оживленія края, вновъ возбужденъ Министерствомъ Земледѣлія. Въ 1897 году Предсѣдатель Повѣнецкой Уѣздной Земской Управы Головинъ внесъ въ Олонецкое очередное Губернское Земское Собраніе докладную записку о прорытіи Сегозерскаго канала. Въ защиту своего проекта Головинъ при- водилъ слѣдующія соображенія: Паданская казенная лѣснаяі дача Повѣнецкаго лѣсничества занимаетъ площадь 527514 дес., большая часть ея, а именно 316200 дес. тяготѣетъ къ оз.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz