Рубинский, В.И. Колонизационные задачи в районе мурманской железной дороги.- Благовещенск, 1917.- 72с.
находятся въ загонѣ, между тѣмъ, какъ съ проведеніемъ до- рогъ на сѣверѣ, могъ бы подняться доходъ отъ нашихъ лѣсовъ." Проведеніемъ Мурманской и Архангельско-Вологодской желѣзныхъ дорогъ и предстоящимъ осуществленіемъ проекта Обь-Бѣломорской линіи, положеніе транспорта на сѣверѣ з н а чительно улучшается, но вопросъ о широкой эксплоатаціи сѣверныхъ лѣсовъ и объ увеличеніи ихъ доходности далеко не рѣшается. Эти желѣзныя дороги являются лишь основой сѣти магистральныхъ путей, подъѣздныхъ же путей къ нимъ для подвоза лѣса съ мѣстъ заготовокъ все же нѣтъ, а между тѣмъ приведеніемъ въ порядокъ водной сѣти края можно создать необыкновенно густую сѣть не только подъѣздныхъ путей, но и Дешевые магистральные водные пути. Насколько густа водная сѣть края можно судить по даннымъ Олонецкаго Губернскаго Земства*). Оказывается въ Олонец кой губерніи рѣкъ, по которымъ сплавъ идетъ и въ настоящее время безъ искусственныхъ улучшеній—393, съ общимъ протя- женіемъ 9155 верстъ, что на 100 кв. верстъ территоріи губер- ніи даетъ—7 верстъ. Въ Повѣнецкомъ уѣздѣ района Мурман ской желѣзной дороги насчитывается 112 сплавньиъ рѣкъ, съ общимъ протяженіемъ 2475 верстъ, или 6,6 вер. на 100 кв. верстъ территоріи. Надлежащая разработка водной сѣти мо- жетъ значительно удлинить протяженіе сплавныхъ путей и кромѣ того, можетъ не только открыть возможность широкой эксплоатаціи лѣсныхъ массивовъ, до сего времени изъ за без дорожья не эксплоатируемыхъ, но и обслужить край судоход- нымъ сообщеніемъ, которое отличаясь своей дешевизной, по служить залогомъ развитія и процвѣтанія другихъ промыс ловъ. С. П. Швецовъ, описывая пути сообщенія Олонецкой губерніи, между прочимъ говорить**): «Всѣ сплавныя рѣки и рѣчки, большія и малыя озера, могущія служить цѣлямъ сплава и судоходства, хотя и образуютъ огромную сѣть вод- ныхъ сообщеній, которая могла бы, казалось, служить однимъ изъ дальнѣйшихъ факторовъ развитія торгово-промышленной жизни края, въ дѣйствительности же даютъ нѣчто, если и не противоположное этому, то во всякомъ случаѣ свидѣтельствую- щее, что исключительно благопріятныя для воднаго сообще- нія условія до сихъ поръ остаются не использованными и въ малой степени, Е^ли не считать Онежскаго и Лацожскаго озеръ, р. р. Свири, Вытегры и Ковжи, то относительно всѣхъ остальныхъ сотенъ рѣкъ и озеръ приходится конста— 11 — *) „Олонецкая губернія". Статич. справоч. 1913 г.“ Изд. Олонец. Губ. Земства **) „Матеріалы по статистико-экономическому описанію Олонецкаго края“ Изда ніе Олонецкаго Губернскаго Земства, 1910 г., подъ ред. Л. Чермака.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz