Рубинский, В.И. Колонизационные задачи в районе мурманской железной дороги.- Благовещенск, 1917.- 72с.

находятся въ загонѣ, между тѣмъ, какъ съ проведеніемъ до- рогъ на сѣверѣ, могъ бы подняться доходъ отъ нашихъ лѣсовъ." Проведеніемъ Мурманской и Архангельско-Вологодской желѣзныхъ дорогъ и предстоящимъ осуществленіемъ проекта Обь-Бѣломорской линіи, положеніе транспорта на сѣверѣ з н а ­ чительно улучшается, но вопросъ о широкой эксплоатаціи сѣверныхъ лѣсовъ и объ увеличеніи ихъ доходности далеко не рѣшается. Эти желѣзныя дороги являются лишь основой сѣти магистральныхъ путей, подъѣздныхъ же путей къ нимъ для подвоза лѣса съ мѣстъ заготовокъ все же нѣтъ, а между тѣмъ приведеніемъ въ порядокъ водной сѣти края можно создать необыкновенно густую сѣть не только подъѣздныхъ путей, но и Дешевые магистральные водные пути. Насколько густа водная сѣть края можно судить по даннымъ Олонецкаго Губернскаго Земства*). Оказывается въ Олонец­ кой губерніи рѣкъ, по которымъ сплавъ идетъ и въ настоящее время безъ искусственныхъ улучшеній—393, съ общимъ протя- женіемъ 9155 верстъ, что на 100 кв. верстъ территоріи губер- ніи даетъ—7 верстъ. Въ Повѣнецкомъ уѣздѣ района Мурман­ ской желѣзной дороги насчитывается 112 сплавньиъ рѣкъ, съ общимъ протяженіемъ 2475 верстъ, или 6,6 вер. на 100 кв. верстъ территоріи. Надлежащая разработка водной сѣти мо- жетъ значительно удлинить протяженіе сплавныхъ путей и кромѣ того, можетъ не только открыть возможность широкой эксплоатаціи лѣсныхъ массивовъ, до сего времени изъ за без­ дорожья не эксплоатируемыхъ, но и обслужить край судоход- нымъ сообщеніемъ, которое отличаясь своей дешевизной, по­ служить залогомъ развитія и процвѣтанія другихъ промыс­ ловъ. С. П. Швецовъ, описывая пути сообщенія Олонецкой губерніи, между прочимъ говорить**): «Всѣ сплавныя рѣки и рѣчки, большія и малыя озера, могущія служить цѣлямъ сплава и судоходства, хотя и образуютъ огромную сѣть вод- ныхъ сообщеній, которая могла бы, казалось, служить однимъ изъ дальнѣйшихъ факторовъ развитія торгово-промышленной жизни края, въ дѣйствительности же даютъ нѣчто, если и не противоположное этому, то во всякомъ случаѣ свидѣтельствую- щее, что исключительно благопріятныя для воднаго сообще- нія условія до сихъ поръ остаются не использованными и въ малой степени, Е^ли не считать Онежскаго и Лацожскаго озеръ, р. р. Свири, Вытегры и Ковжи, то относительно всѣхъ остальныхъ сотенъ рѣкъ и озеръ приходится конста— 11 — *) „Олонецкая губернія". Статич. справоч. 1913 г.“ Изд. Олонец. Губ. Земства **) „Матеріалы по статистико-экономическому описанію Олонецкаго края“ Изда ніе Олонецкаго Губернскаго Земства, 1910 г., подъ ред. Л. Чермака.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz