Рубинский, В.И. Колонизационные задачи в районе мурманской железной дороги.- Благовещенск, 1917.- 72с.

— ю — Наши сѣверные лѣса эксплоатировались очень слабо; между тѣмъ колоссальная площадь ихъ даетъ полную возмож­ ность развить лѣсную промышленность до широкихъ размѣ- ровъ и дать Государству значительный доходъ. По даннымъ Лѣсного Департамента, общая площадь лѣ- совъ, тяготѣющихъ къ сѣвернымъ портамъ (Бѣломорскимъ и Мурманскому) въ губерніяхъ: Архангельской, Вологодской, Олонецкой, Пермской и Вятской достигаетъ 92,2 милл. дес., изъ нихъ удобной лѣсной площади—73,3 милл. десятинъ. Если же прибавить сюда Тобольскую губернію, которую уже намѣчено соединить рельсовымъ путемъ съ Мурманской же- лѣзной дорогой, то общая площадъ лѣсовъ, тяготѣющихъ къ сѣвернымъ портамъ, опредѣляется въ 155,1 милл. дес., изъ нихъ удобной лѣсной площади—90 милл. дес. Съ этой огром­ ной площади, въ послѣдній передъ войной годъ (1913), на­ значалось къ отпуску по смѣтѣ всего 2541 тыс. куб. саж. дре­ весины, или 0,02 куб. саж. съ десятины удобной лѣсной пло­ щади, но и это количество не использовано, въ дѣйствитель- ности отпущено было всего 1918 тыс. куб. саж. Валовой доходъ казны за этотъ годъ определился въ 20 милліоновъ рублей, или 22 коп. съ десятины удобной лѣсной площади, чистый же доходъ— 10,9 милл. рублей. Здѣсь необходимо отмѣтить, что черезъ западные Бѣло- морскіе порты изъ района Мурманской желѣзной дороги за­ границу идетъ только крупный пиловочный лѣсъ, не менѣе 6' вершковъ въ верхнемъ отрубѣ, при 9— 10 аршинной длинѣ. Бревна менѣе 6 вершковъ не вывозятся и при лѣсныхъ заго- товкахъ въ мѣстностяхъ имѣющихъ только одинъ выходъ къ Бѣлому морю, не рѣдко отъ хлыста берется только одно комле­ вое бревно, а одно или два вершинныхъ бревна бросаются въ лѣсу. Фаутный, сухостойный лѣсъ и валежникъ въ такихъ мѣ- стахъ почти не эксплоатируется за невозможностью сбыта. Ме­ жду тѣмъ природа, одарившая край колоссальнымъ лѣснымъ богатствомъ, создала и исключительныя условія для возможно­ сти широкаго использованія этихъ лѣсовъ: она^дала краю гу­ стую сѣть дешевыхъ путей, по которымъ лѣсъ могъ бы поступать въ огромномъ количествѣ какъ на внѣшній такъ и на внутреній рынки, но мы не съумѣли приспособить и использовать этотъ даръ природы, край оказался бездорожнымъ, а при бездорожьи конечно, нѣтъ и не можетъ быть развитія лѣсного дѣла. „Наши лѣса“, говоритъ профессоръ Озеровъ*)“ гніютъ за отсутствіемъ путей сообщенія и невозможностью ихъ эксплоати- ровать, порты у насъ не оборудованы, водные пути сообщенія *) „Русское Слово" 7 Янв. 1912 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz