Рубинский, В.И. Колонизационные задачи в районе мурманской железной дороги.- Благовещенск, 1917.- 72с.

казенныхъ лѣсныхъ дачъ участковъ для крестьянскаго поль- зованія. Работы по предварительному отграниченію выполне­ ны въ 1910—1913 г.г. въ четырехъ уѣздахъ (отведено по 15 десятинъ на наличную мужскую душу); района Мурманской желѣзной дороги (Александровскаго и Кемскаго уѣздовъ) эти работы не коснулись, и здѣсь при будущихз колонизаціон- ныхз работахз придется считаться сб отсутствіемз кре- стьянскихз зетельныхз надгьловз, а также С5 наличностью черезполосицьі и дальноземелья -вз фактическомз пользо- ваніи. Расчистки крестьянъ иногда удалены отъ селенія на десятки верстъ, особенно въ тѣхъ случаяхъ, когда онѣ пріу- рочивались къ лѣснымъ заготовкамъ, гдѣ былъ выгоденъ сбытъ сѣна. Что касается Мурманскаго побережья, то здѣсь кромгь зеллельнаю неустройства , осложняющаюся кочевымз бытол/із оленеводовз , возникаетз еще вопросз о правгь береговою населенія на прибрежные рыболовные участки вз устьяхз ргькз. Для правильнаго рѣшенія земельнаго вопроса мѣстнаго населенія въ Александровскомъ и Кемскомъ уѣздахъ насто­ ятельно необходимо произвести хозяйственно-экономическое подворное обслѣдованіе населенія. Въ отношеніи земельныхъ угодій площадь района Мур­ манской желѣзной дороги грубо можно распредѣлить такъ: лѣсной площади (присчитывая сюда и незначительныя пло­ щади пашенъ и луговъ) до 8,5 милліоновъ десятинъ, болотъ и озеръ — до 5 милліоновъ десятинъ и тундръ — до 7,5 мил- ліоновъ десятинъ. Такимъ образомъ лѣса занимаютъ 4 0% всей площади раіона; если же изъ общей плошади искючить отдѣльно лежащія огромныя тундры, имѣющія незначительный о/о лѣсистости, то лѣсистость района Мурманской желѣзной дороги поднимается до 63°/о. Лѣса района не одинаковаго качества, они постепенно измѣняются по направленію съ юга на сѣверъ. Прекрасные строевые, преимущественно сосновые лѣса Повѣнецкаго уѣзда, понижаясь въ качествѣ, подходятъ къ Кольской губѣ въ видѣ уродливо развитыхъ, болѣзненныхъ насажденій, Къ Ледовито­ му океану хвойные лѣса не доходятъ на западномъ берегу верстъ на 30—40, на восточномъ же— верстъ на 100—200*). Строевой лѣсъ въ нѣкоторыхъ мѣстахъ удаленъ еще больше, такъ, для построекъ въ новомъ городѣ Мурманскѣ, располо- — 3 — '*) „Путь къ океану" С. А. Левитскій. Извѣстія Общ. изуч. Олонецкой губерніи 1915 г. № 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz