Романов, Н.В. Предварительные сведения о рыбном промысле на Мурмане в 1902 г. - 1902.- 19 с.

— 5 — приходится караулить пароходъ и саѣшить попасть на него раньше другихъ. Караулить приходится пароходы, идущіе съ Вардэ, такъ какъ въ сосѣднемъ становищѣ, Мал. - Оленьеыъ, нѣтъ телеграфа. Спѣшить попасть на пароходъ ранѣе другихъ заставляютъ два обстоятельства: 1) поскорѣе сдать и принять товаръ, чтобы изъ-за нѣсколькихъ пудовъ не терять иногда полсутокъ, пока выгружаготъ или принимаютъ грузъ фактористовъ *), 2) если промьшленникъ ѣдетъ въ Архангельскъ въ концѣ навигаціи, онъ долженъ спѣшить занять мѣсто въ 3-мъ классѣ (а мѣстовъ этихъ крайне мало), чтобы не остаться на верхней палубѣ подъ вѣтромъ и дождемъ на 2—3 сутокъ. Утонувшіе промышленники и ихъ товарищи, всего 7 чело- вѣкъ, ночью увидали на рейдѣ въ Лодейной пароходъ и, думая, что это пароходъ Мурманскаго товарищества, поспѣшили выѣхать. ІІоѣхали на маленькомъ карбасѣ сильно загруженному Въ темнотѣ не смогли или не съумѣли справиться и карбасъ залило... Въ началѣ и концѣ навигаціи, благодаря волненіямъ, стран­ ному росписанію обязательныхъ стоянокъ почтовыхъ **) пароходовъ и несчастной оговоркѣ для цѣлаго ряда становищъ, что пароходъ заходитъ въ нихъ „въ случаѣ нужды “ , правильность рейсовъ сильно нарушается, пароходы по выраженію промышленниковъ начинаютъ „проказить" ***). „Проказы“ пароходовъ въ началѣ навигаціи 1902 г. задѣ- вали интересы сравнительно небольшого числа лицъ. Такъ, напр., съ первымъ рейсомъ (№ 10) Ломоносова на пути изъ Архангельска въ Вое.-Лицу не высадили колониста Ѳ. Рѣдькина и нѣсколько человѣкъ его рабочихъ только потому, что съ берега (изъ Лицы) выѣхалъ къ пароходу одинъ небольшой карбасъ, взявшіи съ паро*) Случается, что пароходъ такъ много беретъ груза въ Норвегіи, что на русскомъ берегу начинаетъ принимать съ разборомъ—и „мелкота", конечно, чаще остается за флагомъ. **) Мурманскаго пароходнаго товарищества. ***) Въ росписаніи пароходныхъ стоянокъ (оно каждый годъ утверждается архангельскимъ губернаторомъ) многолюдныя и развивающіяся становища (Золотая, Захребетная) поставлены въ одинаковыя условія съ вовсе несуществующими (Зе­ ленцы) или съ такими, гдѣ нѣтъ и десятка судовъ (Семь острововъ, Зарубиха) Нѣкоторыя изъ подобпыхъ становищъ включены въ самое росписаніе, какъ пункты обязательныхъ стоянокъ; напр,, Финманское, ІІортъ-Владиміръ. Въ Финманскомъ— одинъ коюнисТъ, Кнюдсенъ, въ ІІортъ-Владимірѣ одна факторія—Антонова-Кошкина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz