Романов, Н.В. Предварительные сведения о рыбном промысле на Мурмане в 1902 г. - 1902.- 19 с.

— 6 — хода всего 3-хъ человѣкъ, а ждать его возвращенія или послать почтовую шлюпку капитанъ не пожёлалъ. Рѣдькинъ былъ выса- женъ въ Харловкѣ за 25 верстъ отъ своего дома. Нѣсколько по- добныхъ фактовъ повторялись и послѣ, напр., съ пароходомъ „Сергій Витте “ въ Зарубихѣ, Мал.-Оленьемъ (въ обратные рейсы 11, 12). „Проказы" въ концѣ навигаціи болѣе существенны и остав- ляютъ такое впечатлѣніе, что пароходы субсидируются не столько въ интересахъ развитія торговыхъ сношеній съ Мурманомъ, сколько съ Норвегіей, а на самомъ Мурманѣ не для 1.000 промысловыхъ предпріятій, а для нѣсколькихъ десятковъ скупщиковъ—торговцевъ*). Такъ, рейсомъ № 23 (на пути изъ Вардэ къ Архангельску) 25—26 августа пароходъ Ломоносовъ мимо ст. Золотой прошелъ не останавливаясь, а въ Харловкѣ остановился на короткій срокъ, не принимая ни пассажировъ, ни груза. 29-го августа пароходъ Ксенія, шедшій прямьшъ рейсомъ съ Мурмана въ Поморье про­ шелъ, не заходя мимо дѣлаго ряда становищъ (Шельпиныхъ, Зах- ребетной, Золотой), хотя въ нѣкоторыхъ изъ нихъ было очень много пассажировъ. Промышленники изъ Золотой посылали даже прошеніе губернатору, чтобы пароходъ прямого рейса обязательно зашелъ къ нимъ. Не получивъ никакого отвѣта **) промышленники послали въ сосѣднее становище Рынду, куда прямой пароходъ долженъ былъ зайти по росписанію, еще просьбу—капитану паро*) Было бы въ высшей степени интересно подсчитать количество грузовъ при- возимыхъ въ Архангельскъ изъ Норвегіи и съ Мурмана. Этимъ я не хочу сказать что сношенія съ Норвегіей менѣе важны для сѣверныхъ губерній Россіи, чѣмъ сно- шенія съ Мурманомъ. Нѣтъ, но теперешняя постановка пароходнаго дѣла въ Мур- мансвомъ Товаріществѣ не удовлетворяетъ потребностей края. Въ концѣ лѣта и осенью количество грузовъ изъ Нориегіи и съ Мурмана такъ возрастаетъ, что Това­ рищество, капитаны и команда, заинтересованные одни въ дивидендахъ, другіе г.ъ еокращеніи работы, отдаютъ безусловное предпочтеніе грузамъ изъ Норвегіи, потому что тѣ проходятъ большее разстояніе, даютъ меньше хлопотъ по нагрузкѣ (взять, хотя бы, благоустройство гавани на Вардэ и гаваней на Мурманѣ). Послѣ грузовъ изъ Норвегіи наиболѣе выгодны крупные грузы торговцевъ-скупщиковъ. Отсюда по­ нятно то пренебрежительное отношеніе, какое установилось у Товарищества и его служащихъ къ мелкому промышленнику и какъ личности, и какъ товаровдадѣльду отправителю. **) Урядникъ производилъ, впрочемъ, дознаніе о томъ какимъ образомъ собирались подписи къ пропіенію и кто его писалъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz