Протасьев, Н. В. Проект соединения Екатерининской гавани на Мурмане с сетью русских железных дорог (комбинация водных, шоссированных и железных путей) / Н. В. Протасьев. – Петрозаводск : Олонецкая губернская типография, 1910. – 21 с., 1 л. карт.
Прозкть соединенін Екатерининской гавани на Мур- манѣ съ сѣтью русскихь желѣзныхъ дорогъ (комби- нація водныхъ, шоссированныхъ и желЪзныхъ путей). Московская Русь, до ИМПЕРАТОРА ПЕТРА Великаго, свое стремленіе къ морю направляла на сѣ- веръ къ Бѣлому морю и Ледовитому океану, такъ какъ доступъ ко всѣмъ инымъ морямъ былъ для нея за- гражденъ другими народами, болѣе сильными и по куль- турѣ и по военной организаціи: съ сѣвера и запада шведами, нѣмцами и поляками, а съ юга-турками. Въ началѣ, туда же на сѣверъ, къ Архангельску, устремился и геній ПЕТРА, но, понявъ ограничен ность морского простора Бѣлаго моря, въ теченіе бо- лѣе xk года закованнаго льдами и не зная о существо- ваніи незамерзающихъ гаваней Мурмана или считая ихъ недоступными по отдаленности и отсутствію пу тей сообщенія, ПЕТРЪ круто повернулъ на западъ къ Балтійскому морю и на югъ къ Азову, думая тамъ найти желанный морской просторъ и окончательно забывъ сѣверъ. Съ тѣхъ поръ, болѣе 200 лѣтъ, Россія гіроли- ваетъ драгоцѣнную кровь своихъ сыновъ, тратитъ не- поддающіяся учету государственныя средства, посы- лаетъ свои войска на берега Ботническаго и Финска- го заливовъ и Балтійскаго моря, въ Константинополь и въ Карсъ, по дугѣ Чернаго моря, въ Закаспійскія степи, на сопки Манчжуріи и высоты Портъ-Артура,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz