Протасьев, Н. В. Проект соединения Екатерининской гавани на Мурмане с сетью русских железных дорог (комбинация водных, шоссированных и железных путей) / Н. В. Протасьев. – Петрозаводск : Олонецкая губернская типография, 1910. – 21 с., 1 л. карт.
подчинятся чисто русскому вліянію, долженствующему распространиться по новому пути изъ сердца Россіи широкой и непреоборимой волной. Такое мое заключеніе отнюдь н е . гадательное, а опирается на историческія справки, которыя говорятъ намъ, что до проведенія чисто Финляндской желѣзной дороги Выборгъ - Сердоболь, финляндцы восточной части Выборгской, Куопіосской и Улеаборгскрй гу- бериій, жившіе русскимъ хлѣбомъ и другими русски ми ню товарами, и имѣвшіе .торговое тяготѣніе къ Маріинской системѣ, поголовно говорили по-русски и даже называли себя русскими. Къ сожалѣнію, съ про- веденіемъ упомянутой желѣзной дороги, картина рѣз- ко измѣнилась и тѣ же финляндцы, прекративъ тор говые сношенія съ Маріинской системой и обративъ ихъ на западъ къ Гельсингфорсу не только перестали считать русскими, по забывъ совершенно русскій языкъ, вступили на путь сепаратизма.—(Крохинъ, 1910 года «Какъ возникла въ гор. Сердоболѣ фин ская учительская семинарія и какъ она офиниваетъ Карелію»). Надо признать, что затрата 27—30 милліоновъ на пріобрѣтеыіе пути огромнаго государственнаго значе- нія и не чрезмѣриа и доступна Государственному Казначейству даясе при его современныхъ затрудне- ніяхъ, а по строгомъ соображеніи всѣхъ хотя бы только указанныхъ мною выгодъ этого пути—она и обязательна. Обязательна она даже съ прибавленіемъ къ ней еще и затратъ по соединенно Бабаева въ одну сторону съ Бологимъ, а въ другую съ Савеловымъ, безъ чего я не считалъ бы весь проектируемый мною путь вполнѣ законченнымъ. Полагаю также, что впо- - 20 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz