Протасьев, Н. В. Проект соединения Екатерининской гавани на Мурмане с сетью русских железных дорог (комбинация водных, шоссированных и железных путей) / Н. В. Протасьев. – Петрозаводск : Олонецкая губернская типография, 1910. – 21 с., 1 л. карт.

подчинятся чисто русскому вліянію, долженствующему распространиться по новому пути изъ сердца Россіи широкой и непреоборимой волной. Такое мое заключеніе отнюдь н е . гадательное, а опирается на историческія справки, которыя говорятъ намъ, что до проведенія чисто Финляндской желѣзной дороги Выборгъ - Сердоболь, финляндцы восточной части Выборгской, Куопіосской и Улеаборгскрй гу- бериій, жившіе русскимъ хлѣбомъ и другими русски­ ми ню товарами, и имѣвшіе .торговое тяготѣніе къ Маріинской системѣ, поголовно говорили по-русски и даже называли себя русскими. Къ сожалѣнію, съ про- веденіемъ упомянутой желѣзной дороги, картина рѣз- ко измѣнилась и тѣ же финляндцы, прекративъ тор­ говые сношенія съ Маріинской системой и обративъ ихъ на западъ къ Гельсингфорсу не только перестали считать русскими, по забывъ совершенно русскій языкъ, вступили на путь сепаратизма.—(Крохинъ, 1910 года «Какъ возникла въ гор. Сердоболѣ фин­ ская учительская семинарія и какъ она офиниваетъ Карелію»). Надо признать, что затрата 27—30 милліоновъ на пріобрѣтеыіе пути огромнаго государственнаго значе- нія и не чрезмѣриа и доступна Государственному Казначейству даясе при его современныхъ затрудне- ніяхъ, а по строгомъ соображеніи всѣхъ хотя бы только указанныхъ мною выгодъ этого пути—она и обязательна. Обязательна она даже съ прибавленіемъ къ ней еще и затратъ по соединенно Бабаева въ одну сторону съ Бологимъ, а въ другую съ Савеловымъ, безъ чего я не считалъ бы весь проектируемый мною путь вполнѣ законченнымъ. Полагаю также, что впо- - 20 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz