Протасьев, Н. В. Проект соединения Екатерининской гавани на Мурмане с сетью русских железных дорог (комбинация водных, шоссированных и железных путей) / Н. В. Протасьев. – Петрозаводск : Олонецкая губернская типография, 1910. – 21 с., 1 л. карт.

- 19 - вѣнца почтовымъ и земскими трактами) и, наконецъ, желѣзной дорогой до Бабаева, я укажу и стоимость всего пути, которая по приблизительному разсчету определяется такъ; 1) Кольскій каналъ (240 в е р . ) ..................... 5 мил. 2) Бѣломорскій каналъ (170 вер.) . . . . 10 мил. 3) Жел.-дор. отъ Вознесенской пристани до Бабаева (180 вер.) . ................................... 9 мил. 4) Грунтовая дорога (600 вер.) съ мостовы­ ми сооруженіями . . . .......................... 3 мил. Итого ................. 27 мил. Къ этимъ разсчетамъ, конечно приблизительным^ но врядъ ли преуменыненнымъ, и всему сказанному позволю себѣ прибавить, что съ проведеніемъ Коль- скаго и Бѣломорскаго каналовъ и .железной дороги— Вознесенская пристань-Бабаево,—по моему крайнему убѣжденіга вся англійская и американская торговля съ Финляндіей направится на Екатерининскую гавань, при условіи соединенія ея л£елѣзной дорогой съ Ро- ваніеми, но конечно за счетъ финляндцевъ, которые такъ жаждутъ этого соединенія. Тогда въ значитель­ ной долѣ отпадутъ и тѣ вопросы о таможенныхъ сбо- рахъ и о лоцманскомъ вѣдомствѣ, которымъ такъ мно­ го придаютъ значеыіе и въ Финляндіи и за границей. Тогда же, и особенно съ присоединеніемъ къ Олонец­ кому краю Выборгской губерніи и при неизбѣжномъ и естественномъ соединеніи Петрозаводска желѣзной дорогой прямо съ Сердоболемъ, будетъ полои^ено на­ чало дѣлу ассимилированія финновъ, которые несом­ ненно будутъ смотреть и стремиться туда, откуда пойдетъ дешевый хлебъ и которые на почве эконо­ мической зависимости и выгодъ скорее и невольно 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz