Протасьев, Н. В. Проект соединения Екатерининской гавани на Мурмане с сетью русских железных дорог (комбинация водных, шоссированных и железных путей) / Н. В. Протасьев. – Петрозаводск : Олонецкая губернская типография, 1910. – 21 с., 1 л. карт.

- 18 - она должна оправдать своею доходностью. Что она повезетъ въ Вознесенье, я отчасти уже указалъ, а именно хлѣбъ для весенней погрузки на морскія су­ да, а затѣмъ и все, что потребно для Олонецкаго, Финляндскаго, Ііорвежскаго и Англійскаго рынковъ и что производить обработывающая промышленность Московскаго промышленнаго центра, а кромѣ нихъ и всѣ произведенія нашего благодатнаго юга и культур- наго запада. Обратно изъ Вознесенской пристани желѣзная дорога повезетъ обработанный на мѣстныхъ лѣсопиль- ныхъ заводахъ лѣсъ, картонъ, произведенія древеси­ ны, обдѣланный мраморъ и другія породы тесаннаго камня, желѣзныя и стальныя издѣлія и наконецъ ры­ бу, дичь, грибы, которые и теперь массою перевозят­ ся. даже на подводахъ, на Московскій и особенно на Петербургскій рынки. Вотъ та картина развитія края, которую я нари- совалъ лишь блѣдными красками и при видѣ которой надѣюсь уже не будетъ возраженій противъ необхо­ димости перекинуть желѣзную дорогу черезъ Свирь и продолжить ее впослѣдствіи отъ Вознесенской при­ стани къ Петрозаводску и далѣе вглубь Олонецкаго края, гдѣ каждая рѣчка представляетъ источникъ электрической энергіи и гдѣ люди буквально соб­ ственными ногами топчутъ минеральныя и другія бо­ гатства природы. Теперь, напомннвъ коротко направленіе всего пу­ ти отъ Екатерининской гавани Кольскимъ каналомъ, Бѣлымъ моремъ до Сорокъ (зимою грунтовой дорогой по материку), Бѣломорскимъ каналомъ, Онежскимъ озеромъ до Вознесенской пристани (зимой отъ По-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz