Протасьев, Н. В. Проект соединения Екатерининской гавани на Мурмане с сетью русских железных дорог (комбинация водных, шоссированных и железных путей) / Н. В. Протасьев. – Петрозаводск : Олонецкая губернская типография, 1910. – 21 с., 1 л. карт.

- 1 6 - Начну съ того, что край этотъ, изобилующій же- лѣзной и другими рудами, обраіцалъ на себя вниманіе ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКА ГО. ' насадившаго въ краѣ чугуно-плавильное дѣло. Но отсутствіе удоб- ныхъ сообщеній съ Петербургомъ и дороговизна про­ воза сдѣлали то, что не только частные, но и казенные чугуно-плавильные заводы закрылись и теперь въ Петрозаводск^ работаете, влача жалкое существованіе, одинъ только Александровскій снарядодѣлательный заводъ, получающій заказы отъ военнаго и морского вѣдомствъ въ столь незначительномъ количествѣ, что всегда переживаетъ хроническій кризисъ. Съ открытіемъ Кольскаго и Бѣломорскаго кана- ловъ, Петрозаводскъ могъ бы сдѣлаться крупнымъ центромъ судостроенія. коммерческая и военнаго, какъ совершенно недоступный для непріятеля и мо- гущій производить постройку судовъ изъ мѣстнаго же матеріала. Это подняло бы дѣятельность всѣхъ закрывшихся чугуно-плавильныхъ и желѣзныхъ заво- довъ и дало бы толчекъ, не только судостроенію, но и рельсо-прокатному, броневому и другимъ производ­ ствам ь. Устройство верфей и доковъ встрѣтило бы самыя благопріятныя условія въ Петрозаводскѣ, обла- даюіцемъ прекрасной гаванью. Использованная сила величайшихъ водопадовъ Кивача, Поръ-Порога и Гирваса, дала бы такую элек­ трическую энергію, которая разрѣшила бы вопросъ о созданіи завода для производства селитры изъ возду­ ха, а масса другихъ горныхъ рѣчекъ дала бы силу для электрическихъ двигателей патронныхъ и другихъ заводовъ военнаго вѣдомства. Тотъ же «бѣлый уголь», какъ принято называть водяную силу, вызвалъ бы къ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz