Протасьев, Н. В. Проект соединения Екатерининской гавани на Мурмане с сетью русских железных дорог (комбинация водных, шоссированных и железных путей) / Н. В. Протасьев. – Петрозаводск : Олонецкая губернская типография, 1910. – 21 с., 1 л. карт.

- 13 - Первое возраженіе, которое мн^ могутъ поставить, это громадная стоимость такого сооруженія, но, какъ естеетвснныя благопріятныя условія, такъ и изыска- нія, произведенныя за счетъ Олонецкаго земства и, къ сожалѣнію, забытыя, доказываютъ, что Бѣломорскій каналъ можетъ быть осуществленъ за скромную сумму 7 милліоновъ, а при направленіи канала, какое я поддерживаю, по рѣкѣ Кумсѣ на Сегозеро, за 5 мил- ліоновъ рублей, что уже совсѣмъ не такъ дорого, особенно по сравненію съ неисчислимыми выгодами, которыя дастъ этотъ путь. Кольскій каналъ, насколько можно судить, обой­ дется еще дешевле, такъ какъ озеро Имандра состав- ляетъ почти половину всей его длины, и во всякомъ случаѣ сооруженіе его обойдется много дешевле Бѣло- морскаго,—приблизительно около 5 милліоновъ. Трудно отрицать, что за 10 милліоновъ имѣть сплошной морской путь почти до самаго центра Рос- сіи безусловно и выгодно и л<елательно, тѣмъ болѣе, что крайній пунктъ этого пути—Вознесенская при­ стань на Онежскомъ озерѣ—стоитъ на Маріинской водной системѣ, по которой передвигается нашъ хлѣбъ до загруагеннаго до—нельзя Петербургскаго узла. Не поспѣвая никогда пройти во всемъ количе­ стве водой, онъ перегруліается въ Рыбинскѣ на же­ лезную дорогу и въ теченіе всей зимы скопляется въ замерзшихъ портахъ Балтійскаго моря, ожидая весны. Погрузка въ вагоны и провозъ по ліѳл Ѣ зной до­ роге значительно удорожаютъ стоимость хлеба, тогда, какъ погруженный въ Вознесенской пристани на мор- скія суда нашъ Камскій, Воллсскій, а особенно Си- бирскій дешевый хлебъ, доставляемый по проэкти-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz