Протасьев, Н. В. Проект соединения Екатерининской гавани на Мурмане с сетью русских железных дорог (комбинация водных, шоссированных и железных путей) / Н. В. Протасьев. – Петрозаводск : Олонецкая губернская типография, 1910. – 21 с., 1 л. карт.

— 12 - гавани чрезъ Кандалакшу, Кемь, Сороку, Повѣнедъ, Петрозаводску Вознесенская пристань—водное лѣтомъ и автомобильное зимой и желѣзная дорога отъ Воз­ несенья до станціи Бабаево, соединяющая водный путь съ сѣтью русскихъ желѣзныхъ дорогъ. Чтобы облегчить зимнюю доставку военныхъ гру- зовъ въ Екатерининскую гавань, возможно было бы сдѣлать склады провіанта и военныхъ припасовъ въ Кандалакшѣ и въ устьѣ Бѣломорскаго канала у Со- рокъ, куда запасы могли бы провозиться лѣтомъ на судахъ, а оттуда уже гораздо легче было бы, по мѣрѣ надобности, перевозить ихъ на автомобиляхъ зимой въ Екатерининскую гавань. Теперь необходимо указать какія выгоды и пер­ спективы дастъ этотъ путь. Прежде всего необходимо признать, что всякій путь, какъ водный, такъ желѣзно-дорожный и грун­ товой, тѣмъ болѣе имѣетъ шансовъ развить движеніе, чѣмъ менѣе онъ требуетъ перегрузокъ, а потому и въ данномъ случаѣ я особенно настаиваю на томъ, чтобы весь путь отъ Екатерининской гавани до Воз­ несенской пристани былъ вполнѣ доступенъ для глу- бокосидящихъ морскихъ судовъ, какъ торговыхъ, такъ и военныхъ (если не броненосцевъ, то средней вели­ чины крейсеровъ). Это тѣмъ болѣе осуществимо, что половина этого пути проходитъ по глубокимъ Онеж­ скому озеру и Бѣлому морю, могущимъ пропустить даже великановъ-броненосцевъ, а искусственная часть пути по Кольскому (240 верстъ) и Бѣломорскому (170 верстъ) каналамъ, почти на половину, проходитъ по такимъ же глубокимъ озерамъ: Имандра, Сегозеро> Выгозеро и другимъ болѣе мелкимъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz