Протасьев, Н. В. Проект соединения Екатерининской гавани на Мурмане с сетью русских железных дорог (комбинация водных, шоссированных и железных путей) / Н. В. Протасьев. – Петрозаводск : Олонецкая губернская типография, 1910. – 21 с., 1 л. карт.

пути между Онежскимъ озеромъ и Выгозеромъ, не удорожая всего сооружеыія могло бы быть проэкти- ровано по направленію указанному мною, тѣмъ болѣе, что тѣ важные административно-политическіе вопро­ сы, которые я здѣсь указалъ, нуждаются въ возможно быстромъ ихъ разрѣшеніи, такъ какъ по моему край­ нему убѣжденію отъ этого зависитъ культурное и экономическое ітроцвѣтаніе ВЫСОЧАЙШЕ ввѣрен- наго мнѣ края и общая польза государственная. Изысканія по проведенію сплавного канала въ этомъ направленіи по порученію Олонецкаго губерн- скаго земства были произведены въ 1897 году докто- ромъ геологіи Цюрихскаго университета и членомъ ИМПЕРАТОРСКАГО географическаго и минерало- гическаго общества Л. И. Звѣриндевымъ и инжене- ромъ путей сообщенія Г. А. Спальвинсъ, подтвер­ дившими полную возможность осуществленія сплав­ ного канала съ затратою всего въ 138.285 руб. (Об­ стоятельный докладъ № 114-й Повѣнецкой земской управы въ 1908 г. Повѣнецкому очередному уѣздно- му земскому собранно). ймѣя въ виду необходимость проведения не сплав­ ного только канала, а такого, по которому могли бы про­ ходить суда съ глубокой осадкой, т. е. канала глуби­ ною около 20 футовъ, я полагаю, что стоимость его не превысить 10 милліоновъ, хотя бы улсе потому, что безъ воды и безъ готоваго уже естественнаго рус­ ла придется идти не болѣе трехъ верстъ. По выходѣ изъ Бѣломорскаго канала на просторъ Онежскаго озера, которое ВЕЛИШЙ ПЕТРЪ назы- валъ «моремъ», груженыя морскія суда могутъ дохо­ дить до Вознесенской пристани, самаго южнаго пунк­ та на этомъ озерѣ, при истокѣ изъ него р. Свири. - 10 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz