Протасьев, Н. В. Проект соединения Екатерининской гавани на Мурмане с сетью русских железных дорог (комбинация водных, шоссированных и железных путей) / Н. В. Протасьев. – Петрозаводск : Олонецкая губернская типография, 1910. – 21 с., 1 л. карт.
озабочена нынѣ и Государственная Дума, дала бы возможность государству въ самомъ скоромъ времени нетолько съ лихвой окупить затрату по постройкѣ всего воднаго пути отъ Маріинской системы до бе- реговъ Бѣлаго моря и желѣзной дороги для связи края съ центральной Россіей, но еще имѣть ежегод но свободными баснословныя суммы (въ десяткахъ милліоновъ) столь необходимы® теперь на возсозданіе военной мощи и другія нужды государства. Больной нынѣ нереселенческій вопросъ также получитъ нѣкоторое разрѣшеніе, а переселенцы изъ малоземельныхъ русскихъ губерній, устроенные вмѣ- сто Сибири на казенныхъ земляхъ сѣвера Олонецка- го края (каковыхъ въ губерніи изъ 112 тыс. квадр. верстъ насчитывается 7 1% или около 7 милліоновъ десятинъ) не только поднимутъ культуру земли, но, что еще важнѣй, создадутъ твердый государственный оплотъ на совершенно открытомъ крайнемъ сѣверо- западѣ Россіи. Обращаясь къ сравнительной стоимости соору- женія воднаго пути но направленно, указанному мною, можно утверждать, что стоимость эта будетъ если не равна стоимости участка пути по рѣкѣ Повѣнчанкѣи далѣе, то дешевле, такъ какъ совсѣмъ безъ воды при дется идти только около 3 верстъ (отъ Сегозера до озера Остеръ). Рѣки Сегежа и Кумса многоводны, и послѣдняя, получивъ воду изъ Сегозера, такого со- лиднаго бассейна, потребуетъ меныпаго углубленія, чѣмъ рѣка Телекина и Повѣнчанка съ Волозеромъ, обладающимъ каменистымъ и крайне неровнымъдномъ. Принимая во вниманіе все вышеизложенное, я полагаю, что проведеніе участка сѣвернаго воднаго — 9 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz