Протасьев, Н. В. Проект соединения Екатерининской гавани на Мурмане с сетью русских железных дорог (комбинация водных, шоссированных и железных путей) / Н. В. Протасьев. – Петрозаводск : Олонецкая губернская типография, 1910. – 21 с., 1 л. карт.

Говоря о Бѣломорскомъ каналѣ, я долженъ ска­ зать, что предпочелъ бы иное его направленіе, не­ жели намѣченное земскимъ проектомъ. Этотъ послѣдній, очевидно, въ интересахъ города Повѣнца, полагаетъ вести каналъ отъ Онежскаго озе­ ра по рѣкѣ Повѣнчанкѣ, чрезъ узкія озера, рѣкою и озеромъ Телекинскимъ въ озеро Выгъ и рѣкою Выгъ до Сорокъ на Бѣломъ морѣ. Не возражая противъ направленія сѣверной части воднаго пути оть Бѣлаго моря рѣкою и озеромъ Выгъ, я хочу указать иное дальнѣйшее направленіе его до Онежскаго озера. ймѣется изслѣдованіе канала отъ озера Выгъ, рѣ- кою Сегежа, озеромъ Сегозеро, озеромъ Остеръ,’ рѣ- кою Остеръ, чрезъ озеро Пяргемо и рѣку Кумсу въ Онежское озеро, въ 23 верстахъ на сѣверо-западъ отъ города Повѣнца. Это направленіе, будучи короче перваго, пред- ставляетъ кромѣ того слѣдуюіція существеынѣйшія административно-политическія преимущества, которыя и заставляютъ меня указать на желательность этого направденія. Каналъ, уходя болѣе на западъ къ озеру Оего- зеро, приближаетъ къ сѣверо-западному углу Повѣ- нецкаго уѣзда питающую артерію края. Крестьяне сѣверной части Повѣнецкаго уѣзда. ли­ шенные, въ силу географическихъ причинъ, возмол;- ности имѣть свой собственный хлѣбъ на круглый годъ, питаются исключительно привознымъ. Такъ какъ до­ ставка хлѣба черезъ Петербургскій узелъ въ сѣверную часть ІІовѣнедкаго уѣзда въ настоящее время происхо­ дить пофинляндскимъ желѣзнымъдорогамъ черезъ Сер- - 7 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz