Протасьев, Н. В. Проект соединения Екатерининской гавани на Мурмане с сетью русских железных дорог (комбинация водных, шоссированных и железных путей) / Н. В. Протасьев. – Петрозаводск : Олонецкая губернская типография, 1910. – 21 с., 1 л. карт.

— 6 - ромъ, а дальше по вытекающей изъ этого озера рѣкѣ Нивѣ до Кандалакшской губы Бѣлаго моря, длиною на всемъ протяженіи приблизительно 240 верстъ. Около 2/о этого разстоянія займетъ озеро Имандра, по значительной глубинѣ своей не требующее никакихъ приспособленій для плаванія судо’въ, причемъ восточ­ ный берегъ озера, плоскій ча нѣкоторомъ разстоянш отъ линіи воды, иригоденъ для устройства дороги. Это обстоятельство весьма важно, такъ какъ двюкеніе судовъ по каналу могло бы поддерживаться по бе­ чевнику канала не конной тягой, а грузовыми авто­ мобилями, которые, обслуживая лѣтомъ тягу судовъ, могутъ обходить озеро Имандру грунтовой дорогой, проложенной по восточному его берегу, и снова за­ чаливать суда при входѣ ихъ въ каналъ у исто­ ка изъ озера рѣки Нивы. Добавлю, что тѣ же авто­ мобили могутъ поддерживать грузовое 'движеніе и зи­ мой какъ на указанномъ участкѣ, такъ и на всемъ дальнѣйшемъ пути, совершая передвиженіе по замерз- шимъ озерамъ и каналамъ, или по ихъ бечевникамъ. По выходѣ въ Кандалакшскую губу суда лѣтомъ будутъ проходить до Сорокъ моремъ, а тамъ входить въ устье второго Бѣломорскаго канала. Проэктъ этого канала давно уже выработанъ и ходатайство о проведеніи Бѣломорскаго канала между Онежскимъ озеромъ и Бѣлымъ моремъ неоднократно возбуждалось Олонецкимъ Губернскимъ Земствомъ. Даже стоимость всего сооруженія определена уже изысканіями въ 7 милліоновъ, но отсутствіе интереса къ сѣверу вообще, и отвлеченіе государственныхъ средствъ на Дальній Востокъ и на другія потребности, совершенно заслонили вопросъ о проведеніи этой важной жизненной артеріи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz