Протасьев, Н. В. Проект соединения Екатерининской гавани на Мурмане с сетью русских железных дорог (комбинация водных, шоссированных и железных путей) / Н. В. Протасьев. – Петрозаводск : Олонецкая губернская типография, 1910. – 21 с., 1 л. карт.
особенно облегчается тѣмъ. что большинство озеръ между собою связаны протоками въ видѣ полновод- ныхъ рѣчекъ) даютъ по Олонецкой и Архангельской губерніямъ почти естественный каналъ, позволяющій пропускать суда даже съ морского глубокой осадкой. Но я особенно подчеркиваю то. что это дѣло тре- буетъ большой вдумчивости и устраненія увлеченій, которыя часто толкаютъ господъ инженеровъ на без- цѣльную борьбу съ природой и на прѳдпріятія про- тиворѣчащія прямымъ ея указаніямъ. Это послѣднее замѣчаніе ' я отношу къ разсматриваемому нынѣ въ ИМПЕРАТОРСКОМЪ Техническомъ Обществѣ проэк- ту канала, имѣющаго соединить Ладожское озеро съ Бѣлымъ моремъ. Такой планъ могъ возникнуть лишь при полномъ незнакомствѣ съ топографіей нашего Сѣвера, такъ какъ за исключеніемъ мѣстностей, непосредственно приле- гающихъ къ Ладожскому озеру, все остальное протя- женіе канала должно будетъ идти перпендикулярно къ складкамъ мѣстности, направляющимся съ сѣверо-за пада на юго-востокъ; тогда какъ каналъ направится съ юго-запада на сѣверо-востокъ. Такимъ образомъ всѣ овраги, всѣ рѣчки и такія могучія рѣки, какъ Шуя и Суна съ водопадами Кивачъ, Поръ-Порогъ и Гирвасъ, потребуютъ искусственныхъ сооруженій, чтобы не уно сить съ собою воды канала въ Онежское озеро. Бмѣсто такого совершенно неосуществимаго гро- маднаго и притомъ дорого стоящаго канала, я проэкти- рую два короткихъ и дешевыхъ, изъ коихъ первый^ направляющійся отъ устья рѣки Колы, около города Колы, пойдетъ все время по этой рѣкѣ до озера Имандра и затѣмъ этимъ глубокимъ и длиннымъ озе- — J5 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz