Протасьев, Н. В. Проект соединения Екатерининской гавани на Мурмане с сетью русских железных дорог (комбинация водных, шоссированных и железных путей) / Н. В. Протасьев. – Петрозаводск : Олонецкая губернская типография, 1910. – 21 с., 1 л. карт.

нигдѣ не находя того свободнаго моря, къ которому она неудержимо и стихійно стремится. Этого простора она не нашла даже и въ Японскомъ и Желтомъ мо- ряхъ, за обладаніе которыми принесла такъ много жертвъ. Теперь, совершивъ полный кругъ по всѣмъ рум- бамъ, государственная мысль Россіи опять пришла къ давно покинутому сѣверу, гдѣ, начиная отъ Петро­ павловска на Камчаткѣ и кончая Екатерининской га­ ванью на Мурманѣ, только и есть тотъ морской про- сторъ, который волею Божіей закрытъ для Россіи въ другихъ, прилегающихъ къ ней моряхъ. Оставляя въ сторонѣ вопросъ о Петропавловск и другихъ мѣстахъ на длинномъ- побережьѣ Ледови- таго океана, какъ о проэктахъ совершенно неосуще- ствимыхъ по баснословной дороговизнѣ ихъ и техни­ ческой трудности,—я прямо перейду къ изложенію моего проэкта комбинированнаго сообщенія желѣзно- дорожнаго, воднаго и грунтового, даюіцаго возможность массоваго передвиженія торговыхъ и военныхъ гру- зовъ и, при сравнительно незначительныхъ затратахъ государственныхъ средствъ; могущаго открыть новую могучую артерію вывоза нашихъ товаровъ (хлѣба, ке­ росина и другихъ продуктовъ), одинаково въ мирное и военное время, и на долгое время устраняющего не­ отложную необходимость проведенія желѣзно-дорож- ной магистрали отъ Екатерининской гавани къ цент­ ру Россіи. Укажу прежде всего, что обиліе, почти непре­ рывной цѣпыо тянущихся глубокихъ (до 70—80 са- женъ) и обширныхъ по площади озеръ при вдумчи- вомъ и умѣломъ ихъ между собою соединеніи (что __ 4 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz