Предварительный отчёт по исследованию колонизации и промыслов Мурманского берега отрядом статистиков, командированных на средства Комитета для помощи Русского Севера / Ком. для помощи поморам Рус. Севера. - Санкт-Петербург : Типография И. Гольдберга, 1900. - 57 с. : табл.

— 30 — Вдоль значительной части восточнаго Мурмана идѵтъ .,корги“ , подводные гребни. Особенно важное промысловое значеніе имѣетъ большая „корга“ , идущая мимо Териберки, Гаврилова, Трлщиной. На полпути между Трящиной и Рындой, у мыса Буторина нли Кеккуръ. эта корга почти незамѣтно переходить въ материкъ. Ііъ Териберкѣ она лежитъ -верстъ за 20—25 отъ берега на 90 — 100 саженъ глубины, а въ Трящиной всего за 10— 12 верстъ отъ берега и на 40— 50 саженъ глубины. Ширина корги около 1 версты. Но обѣ стороны ея идутъ глѵбокія мѣста „русла" (длннныя, какъ рѣки) и „завалы“ (широкія) на 150— 200 саженъ глубины. Во всѣхъ становищахъ, гдѣ проходить эта „корга“ , ранніе ловыпроисходить за ней вдали отъ берега. Въ Териберкѣ встрѣчаются выбѣгя за 50 и даже 70 верстъ. Въ средпнѣ лѣта выбѣгп становятся ближе, ярусъ перекидываютъ чрезъ коргу, а удобный ловъ идетъ на самой коргѣ. Въ восточныхъ становищахъ, начиная съ Рынды, дно сравни­ тельно ровное и идетъ отъ берега не особенно крутымъ ’ скатомъ верстъ на 30 ,—дальше глубина не увеличивается. Раннихъ промыс- ловъ здѣсь вовсе нѣтъ, а лѣтніе пдутъ вблизи отъ берега, начиная съ 2— 5 верстъ и рѣдко далѣе 10— 15 верстъ. Нѣкоторое значеніе въ распредѣленіи промысловыхъ судовъ по становищамъ пмѣютъ и удобства бухты, какъ стоянки для про­ мысловыхъ и торговыхъ судовъ. Териберка, Гаврилово и М.-Оленье, и въ этомъ отношеніи. являются если не самыми лучшими, то одниын изъ лучшихъ становищъ на восточномъ берегу. Въ Териберской губѣ и даже въ устьѣ рѣкп Териберки много мѣста для стоянки всякихъ судовъ: глубокпхъ—для бо.іьшихъ торго­ выхъ судовъ и мелкнхъ, обсушныхъ, съ мягкиыъ песчаннымъ дномъ— для судовъ промысловыхъ и мелкихъ торговыхъ. Въ бухтѣ Гаврилова стоянка удобна лишь для промысловыхъ судовъ. Но за 3 — 5 верстъ отъ него,, въ бухтѣ подъ „Пахтой” прекрасная, но здѣшнимъ мѣстамъ, стоянка для всякаго рода тор­ говыхъ судовъ. Изъ другихъ становищъ восточнаго берега особенно удобной во всѣхъ отношеніяхъ бухтой отличается становище Трящина. Пол­ ное отсутствіе рыбной наживки мѣшаетъ, однако, росту этого ста­ новища—одного изъ самыхъ старыхъ на Мурманѣ. Остальные про

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz