Предварительный отчёт по исследованию колонизации и промыслов Мурманского берега отрядом статистиков, командированных на средства Комитета для помощи Русского Севера / Ком. для помощи поморам Рус. Севера. - Санкт-Петербург : Типография И. Гольдберга, 1900. - 57 с. : табл.
— 30 — Вдоль значительной части восточнаго Мурмана идѵтъ .,корги“ , подводные гребни. Особенно важное промысловое значеніе имѣетъ большая „корга“ , идущая мимо Териберки, Гаврилова, Трлщиной. На полпути между Трящиной и Рындой, у мыса Буторина нли Кеккуръ. эта корга почти незамѣтно переходить въ материкъ. Ііъ Териберкѣ она лежитъ -верстъ за 20—25 отъ берега на 90 — 100 саженъ глубины, а въ Трящиной всего за 10— 12 верстъ отъ берега и на 40— 50 саженъ глубины. Ширина корги около 1 версты. Но обѣ стороны ея идутъ глѵбокія мѣста „русла" (длннныя, какъ рѣки) и „завалы“ (широкія) на 150— 200 саженъ глубины. Во всѣхъ становищахъ, гдѣ проходить эта „корга“ , ранніе ловыпроисходить за ней вдали отъ берега. Въ Териберкѣ встрѣчаются выбѣгя за 50 и даже 70 верстъ. Въ средпнѣ лѣта выбѣгп становятся ближе, ярусъ перекидываютъ чрезъ коргу, а удобный ловъ идетъ на самой коргѣ. Въ восточныхъ становищахъ, начиная съ Рынды, дно сравни тельно ровное и идетъ отъ берега не особенно крутымъ ’ скатомъ верстъ на 30 ,—дальше глубина не увеличивается. Раннихъ промыс- ловъ здѣсь вовсе нѣтъ, а лѣтніе пдутъ вблизи отъ берега, начиная съ 2— 5 верстъ и рѣдко далѣе 10— 15 верстъ. Нѣкоторое значеніе въ распредѣленіи промысловыхъ судовъ по становищамъ пмѣютъ и удобства бухты, какъ стоянки для про мысловыхъ и торговыхъ судовъ. Териберка, Гаврилово и М.-Оленье, и въ этомъ отношеніи. являются если не самыми лучшими, то одниын изъ лучшихъ становищъ на восточномъ берегу. Въ Териберской губѣ и даже въ устьѣ рѣкп Териберки много мѣста для стоянки всякихъ судовъ: глубокпхъ—для бо.іьшихъ торго выхъ судовъ и мелкнхъ, обсушныхъ, съ мягкиыъ песчаннымъ дномъ— для судовъ промысловыхъ и мелкихъ торговыхъ. Въ бухтѣ Гаврилова стоянка удобна лишь для промысловыхъ судовъ. Но за 3 — 5 верстъ отъ него,, въ бухтѣ подъ „Пахтой” прекрасная, но здѣшнимъ мѣстамъ, стоянка для всякаго рода тор говыхъ судовъ. Изъ другихъ становищъ восточнаго берега особенно удобной во всѣхъ отношеніяхъ бухтой отличается становище Трящина. Пол ное отсутствіе рыбной наживки мѣшаетъ, однако, росту этого ста новища—одного изъ самыхъ старыхъ на Мурманѣ. Остальные про
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz