Поленов, А.Д. Отчет по командировке на Мурманский берег.- СПб., 1876.- 56 с.
— 55 — Если взять два крайніе года этой вѣдомости—1865 и 1874 то замѣтио уменыпеніе числа мелкихъ судовъ и увеличеніе числа крунныхъ, отчего средняя грузовмѣстимость одного судна въ по- слѣдній годъ десятилѣтія превышаете таковую перваго года болѣе чѣмъ на четыре ласта. Нѣкоторая неравномѣрность въ повышеніи средняго тоннажа въ 1867 и 1868 гг. объясняется значительнымъ сокращеніемъ въ эти два года, и въ особенности въ послѣдній, числа мелкихъ судовъ, чему, но всей вѣроятности, былъ причиною пол- ный неурожай 1867 года, всего чувствительнѣе отозвавшійся на не- достаточныхъ торговцахъ. Но, не взирая на бѣдствія, постигшія населеніе, количество отпускаемыхъ товаровъ постоянно, хотя съ нѣкоторыми колебаніями, увеличивалось, и это постоянство въ воз- растаніи отвоза доказываете, что мѣновая торговля доставляетъ не случайныя, а опредѣленныя выгоды. Таковъ, впрочемъ, отзывъ и тѣхъ промышленняісовъ, которые ею занимаются: сколько мнѣ ни приходилось разговаривать съ ними объ этомъ предметѣ, они еди ногласно утверждали, что только мѣновая торговля и даетъ имъ возможность производить съ выгодою свои операціи, не имѣя соб ственна^) капитала. Нѣтъ сомнѣнія, что наша каботажная торговля на Сѣверномъ океанѣ получила бы значительно большее развитіе при существо- ваніи въ томъ краѣ незамерзающаго порта. Но въ настоящее время трудно еще судить, на сколько осуществимо предположеніе объ устройствѣ коммерческаго порта и города *) собственно на Мурман- скомъ берегу; во всякомъ случаѣ приведете его въ исполненіе со пряжено будетъ съ значительными издержками. Казалось бы болѣе удобоисполнимымъ воспользоваться существующимъ уже вблизи бе- реговъ Ледовитаго океана городомъ Колою. Правда, что въ настоя- щемъ своемъ положеніи Кола представляете мало значенія для тор говли и промысловъ, но не слѣдуетъ забывать, что условія, въ ко торыя она поставлена въ географическомъ и административномъ отношеніяхъ, препятствуютъ ея развитію: отрѣзанная отъ всего окружающаго міра въ продолженіе весенней и осенней распутидъ *) Экспедиція, посѣтившая въ 1872 году Мурманскій берегъ, подъ пред- сѣдательствомъ чиновника особыхъ поручений при министрѣ внутреннихъ дѣлъ, д. о. с. Собѣщанскаго, проектировала устройство трехъ коммерческихъ портовъ на Мурманскомъ берегу: въ губѣ Большой Корабельной, на островѣ Кильдинѣ и въ губѣ Порчнихѣ. Находившейся же въ составѣ энспедиціи членъ отъ министерства Финансовъ высказался противъ всякаго проэкти- рованія коммерческаго порта въ губѣ Порчнихѣ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz