Поленов, А.Д. Отчет по командировке на Мурманский берег.- СПб., 1876.- 56 с.

— 20 — солится ыенѣе прочно, а на половину сушеной рыбы идетъ сайда, которая, какъ выше уже замѣчено, не иыѣетъ сбыта въ Петер­ бург^ Цѣны на рыбу весною и лѣтомъ также значительно разнятся между собою, — лѣтняя цѣна выше весенней. Изъ приведенной таблицы видно, что напр, въ прошедшемъ году пудъ свѣжей тре­ ски стоилъ отъ- 40 до 55 коп., причемъ послѣдняя цифра пред­ ставляете цѣну, существовавшую къ концу іюня. Въ томъ же году цѣна эта возвысилась въ іюлѣ до 60 и 65 коп., затѣмъ въ нача- лѣ августа до 70 коп., а къ концу августа дошла до 75 кон. Та­ кое повышеніе цѣнъ объясняется: а) присутствіемъ на лѣтнихъ промыслахъ болыпаго числа судовъ, между, которыми является со­ перничество; б) близостью Архангельска, какъ рынка для сбыта товара, что уменьшаете издержки провоза: кораблевладѣльцы счи- таютъ фрахте рыбы съ Мурманскаго берега до Петербурга въ 25 коп. съ щгда, а до Архангельска—въ 8 или 10 коп., и в) значи­ тельно меныпимъ количествомъ соли, необходимой для сохраненія рыбы и потому значительно меньшею потерею вѣса отъ утечки. Такъ какъ соль, сильно впитывая въ себя всю влагу изъ рыбы, сама быстро сырѣетъ, то насыщенныя частицы ея стекаютъ внизъ; отъ такой утраты рыба, пришедшая въ Петербургъ, теряете въ своемъ вѣсѣ около 20°|0 того количества, которое было погружено на мѣстѣ промысла. Пришедши же въ Архангельскъ, эта потеря едва ли превышаете 15°|„. Слѣдуетъ еще замѣтить, что въ по- слѣдніе три года увеличились промыслы западной стороны Мурман­ скаго берега, тогда какъ на восточной сторонѣ движеніе это было обратное. Такъ, по свѣдѣніямъ кольскаго полицепскаго управленія количество рыбы, добытой промышленниками западныхъ становищъ и колоній, простиралось: въ 1872 г. до— 195,000 пудовъ, а въ 1874 году—до 232,000 пудовъ; по восточной же сторонѣ въ 1872 г. было добыто около 270,000 пудовъ, а въ 1874 г.—только до 175,000 пудовъ. Нѣтъ сомнѣнія, что съ проведеніемъ вятско-двинской же- лѣзной дороги поднимутся и разовьются наши океанскіе промыслы; но въ наибольшей степени это отзовется благотворно на восточ­ ной части Мурманскаго берега, потому что откроете тамошнимъ промысламъ сбыте въ сѣверовосточныя губерніи. На зпаченіе этой дороги для нашего сѣвернаго побережья уже обращено внимапіе учрежденной при министерствѣ финансовъ коммиссіи-для изысканія мѣръ къ экономическому развитію Сѣвернаго края. тельный; обыкновенно корабли совершаютъ этотъ рейсъ в ъ теченіе одно­ го или полутора мѣсяцевъ и долѣе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz