Поленов, А.Д. Отчет по командировке на Мурманский берег.- СПб., 1876.- 56 с.

— 1 0 — Причина, почему паши промышленники не иринимаютъ норвеж- екаго способа лова, т. е. удебнаго, заключается, главнымъ'образомъ, въ томъ, что на ярусъ рыба попадается крупнѣе, чѣмъ на уду и цѣна ей другая: ярусная рыба всегда отъ пяти до семи копѣекъ на пудъ дороже удебной. Но едва ли эти нѣсколько лишнихъ ко- . нѣекъ окупаютъ рискъ, затраты и вознаграждаютъ за потерю вре­ мени, съ которыми сопряженъ ярусный промыселъ. Мнѣ кажется, можно смѣло сказать, что при удебномъ способѣ лова выигрышъ во времени и, потому, въ количествѣ рыбы съ избыткомъ вознаг- раждаетъ за то, что теряется въ ея качествѣ. Рыболовныя суда г, уп'отребляемыя на Мурманскомъ берегу. Условія яруснаго и удебнаго промысловъ на столько различны, что каждому изъ нихъ присвоена своеобразной конструкціи промысло­ вая лодка, а именно: ярусному промыслу — шняка, удебному—ела. Шняка имѣетъ въ длину отъ четырехъ до шести саженъ, а въ ши­ рину около двухъ съ половиною аршинъ и до сажени съ четвертью. Она шьется изъ досокъ и формою похожа на тѣ лодки, которыя шыотся крестьянами на рѣкахъ Ладожскаго бассейна: Волховѣ, Сяси, Пашѣ, Свири и Ояти. Есть основаніе предполагать, что нынѣшніе поморы—потомки древнихъ новгородцевъ, удалившихся на Бѣло- морское прибрежье, въ ХУІ вѣкѣ, отъ возроставшаго могущества московскихъ царей. Вѣроятно, эти переселенцы стали строить мор- скія лодки, шняки, по образцу тѣхъ, которыя они употребляли на рѣкахъ своей родины. Сходство наружнаго очертанія тѣхъ и дру- гихъ поразительно; разница заключается только въ большей проч­ ности работы шнякъ: такъ, лодки названныхъ рѣкъ шьются изъ простого теса, который пригибается къ шпангауту и сшивается гибкими еловыми или можжевеловыми вѣтками; въ шнякъ же на два нижнихъ ряда идутъ доски, вытесанныя уже въ готовой, изо­ гнутой формѣ, изъ цѣлаго бревна, и сшивка производится круче­ ными бичевками. Поэтому, рѣчішя лодки, употребляемыя и теперь въ нѣкоторыхъ уѣздахъ петербургской, новгородской и олонецкой губерній, стоютъ отъ 10 до 20 руб., а шняка вчернѣ, т. е. безъ оснастки, стоитъ до шестидесяти рублей; во столько же, прибли­ зительно, обходится и оснастка ея, какъ то: устройство кормовой и носовой каютъ, отдѣленій для уборки рыбы, парусности и проч. Такой конструкціи лодки, вполнѣ удовлетворяющія требованіямъ рѣчнаго плаванія, оказываются непригодными для океана и во мно- гомъ уступаютъ норвежским* ёламъ, которыя отличаются чрезвы­ чайно изогнутою, почти ломанною линіею средняго шпангаута, съ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz