Поленов, А.Д. Отчет по командировке на Мурманский берег.- СПб., 1876.- 56 с.
— 1 0 — Причина, почему паши промышленники не иринимаютъ норвеж- екаго способа лова, т. е. удебнаго, заключается, главнымъ'образомъ, въ томъ, что на ярусъ рыба попадается крупнѣе, чѣмъ на уду и цѣна ей другая: ярусная рыба всегда отъ пяти до семи копѣекъ на пудъ дороже удебной. Но едва ли эти нѣсколько лишнихъ ко- . нѣекъ окупаютъ рискъ, затраты и вознаграждаютъ за потерю вре мени, съ которыми сопряженъ ярусный промыселъ. Мнѣ кажется, можно смѣло сказать, что при удебномъ способѣ лова выигрышъ во времени и, потому, въ количествѣ рыбы съ избыткомъ вознаг- раждаетъ за то, что теряется въ ея качествѣ. Рыболовныя суда г, уп'отребляемыя на Мурманскомъ берегу. Условія яруснаго и удебнаго промысловъ на столько различны, что каждому изъ нихъ присвоена своеобразной конструкціи промысло вая лодка, а именно: ярусному промыслу — шняка, удебному—ела. Шняка имѣетъ въ длину отъ четырехъ до шести саженъ, а въ ши рину около двухъ съ половиною аршинъ и до сажени съ четвертью. Она шьется изъ досокъ и формою похожа на тѣ лодки, которыя шыотся крестьянами на рѣкахъ Ладожскаго бассейна: Волховѣ, Сяси, Пашѣ, Свири и Ояти. Есть основаніе предполагать, что нынѣшніе поморы—потомки древнихъ новгородцевъ, удалившихся на Бѣло- морское прибрежье, въ ХУІ вѣкѣ, отъ возроставшаго могущества московскихъ царей. Вѣроятно, эти переселенцы стали строить мор- скія лодки, шняки, по образцу тѣхъ, которыя они употребляли на рѣкахъ своей родины. Сходство наружнаго очертанія тѣхъ и дру- гихъ поразительно; разница заключается только въ большей проч ности работы шнякъ: такъ, лодки названныхъ рѣкъ шьются изъ простого теса, который пригибается къ шпангауту и сшивается гибкими еловыми или можжевеловыми вѣтками; въ шнякъ же на два нижнихъ ряда идутъ доски, вытесанныя уже въ готовой, изо гнутой формѣ, изъ цѣлаго бревна, и сшивка производится круче ными бичевками. Поэтому, рѣчішя лодки, употребляемыя и теперь въ нѣкоторыхъ уѣздахъ петербургской, новгородской и олонецкой губерній, стоютъ отъ 10 до 20 руб., а шняка вчернѣ, т. е. безъ оснастки, стоитъ до шестидесяти рублей; во столько же, прибли зительно, обходится и оснастка ея, какъ то: устройство кормовой и носовой каютъ, отдѣленій для уборки рыбы, парусности и проч. Такой конструкціи лодки, вполнѣ удовлетворяющія требованіямъ рѣчнаго плаванія, оказываются непригодными для океана и во мно- гомъ уступаютъ норвежским* ёламъ, которыя отличаются чрезвы чайно изогнутою, почти ломанною линіею средняго шпангаута, съ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz