Мурманская железная дорога. Колонизационный отдел. Год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчёт о работах колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1923-1924 год. – Ленинград : Издание Правления Мурманской железной дороги, 1925. – 244 с., [26] отд. л. ил., схем., карт : табл.

Суммируя изложенное, получим: Наименование расхода. I. Собственно лесоустройство . . II. Расходы, связанные с отдаленно­ стью работ .......................................... III. Покупка таборного имущества . . ГУ. Непредвиденные расходы . . . . А. Расходы по работам, исполненным сверх п р о г р а м м ы ......................... .... С у м м а . Руб. ! Коп. 8.667 29 6.438 1 .11 5 183 652 40 71 78 14 17.057 32 о / о/ /о /о 50,9 37,8 6,6 0,9 3,8 100 Расход на 1 гектар общей площади устроенной части Но­ тозерской дачи составляет 13 коп. и лесной площади—21,3 к. Условия ра- Касаясь вопроса об условиях работ в Ното- бот. зерской даче, следует указать на их чрезвычайную трудность. Единственным путем сообщения служит поро­ жистая, с быстрым течением, р. Тулома. Здесь же сосре­ доточено и все незначительное местное население. При недостатке местного населения и продовольствия, последнее, а также и рабочих, приходилось привозить из Мурманска на лодках (карбасах). Путь вверх п о Т у л о м е от г. Колы до водопада (падуна) на протяжении 65 килом., вследствие быстроты течения и порогов, продолжался 4 дня, с выгруз­ кой для перехода через порог „Кривец". От падуна груз заносился на место работ людьми, так как никаких других способов передвижения не было: мелкие речки, притоки р. Туломы, совершенно непроходимы, даже для самых маленьких лодок ; олени уже были распущены на летние пастбища, да они и не в состоянии были бы по голой земле и камням волочить сани с грузом. Чтобы обеспечить непрерывную доставку продоволь­ ствия к месту работ, приходилось для этой цели выделить особую группу рабочих. Эта работа считалась самой труд­ ной и охотников на выполнение ее никогда не находилось, поэтому назначались очереди, но все это нарушало плано­ мерный ход работ. К числу серьезных препятствий работам следует отнести колоссальное количество комаров, мошек, оводов (по мест­ ному— „гнус"), являющихся настоящим бедствием. Нередко рабочие и техники, несмотря на наличие накомарников, 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz