Мурманская железная дорога. Колонизационный отдел. Год колонизационной работы Мурманской железной дороги : отчёт о работах колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1923-1924 год. – Ленинград : Издание Правления Мурманской железной дороги, 1925. – 244 с., [26] отд. л. ил., схем., карт : табл.
Из таблицы видно, что заготовка Бергрена развива лась полностью только в первые 2 года существования завода. В 1915 году завод был реквизирован по военным обстоятельствам и в 1921 году сгорел. Заготовлялись преимущественно сосновые бревна, ело вые составляли всего 1 ,1% от общего числа. В 1914 году Бергреном заготовлено сосновых бревен: Длина в аршинах. Д и а м с т р в в е р х н е м о т р у б е (в в е р ш к а х). Всего. °1о 4 47а 5 57а 6 6т/г 1 1 / Уа М С Ъ со 9 9т/2 7 84 245 139 7 2 — 1 — ____ ____ 478 0,6 8 89 386 222 7 704 0,8 9 163 586 339 1 2 1 — - — — — — 1.142 1.5 10 2.441 19.259 24.198 13.221 6.826 3 022 1.385 603 270 75 29 33 71.362 97,1 Итого . . 2.777 20.476 24.948 13.236 6.830 3.023 1.386 603 270: 75 29 33 73.686 100 7о 3.7 27,8 33.8 18,0 9,3 4.2 1.8 0,8 ' — " ---- —- ч^_-- - - — () 79,Й/7< Таким образом, в подавляющем большинстве бревна заготовлялись размерами 10 арш. (97,1°/о) и диаметром в верхнем отрубе 4 % — ЪУч вершк. (79 ,6%). По исследованию сбега стволов установлено, что бревна указанных размеров получаются из деревьев толщиною на высоте груди начиная от 6 Уч вершков. С проведением Мурманской ж. д., постройкой города и порта условия сбыта леса изменились самым существен ным образом. Если до 1913 г. не существовало сбыта, если Бергрен построил свой завод с единственной целью экспорта за границу пиленых материалов, то в настоящее время возник местный рынок достаточной емкости в лице дороги и порта, перед которыми стоит настоятельная н е обходимость восстановления сгоревшего лесопильного з а вода б. Бергрена, для того, чтобы удовлетворять пиле ными материалами строющийся город, порт и дорогу и только могущие получиться излишки экспортировать за-гра- ницу. В настоящее же время лес, необходимый для города и порта, привозится по железной дороге из более южных районов, что, конечно, невыгодно. Водная Как было сказано выше, Нотозерская дача система, лежит в бассейне Нотозера и р. Туломы с их 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz